Найти тему

Использование сказок для формирования устной речи

"Речь - неотъемлемая часть социального бытия людей, необхо­димое условие существования человеческого общества. Речь исполь­зуется в процессе совместной трудовой деятельности для согласо­вания усилий, планирования работы, проверки и оценки ее резуль­татов. Речь является необходимым условием познавательной деятель­ности человека. Благодаря речи /языку/ человек усваивает знания и передает их. Речь - средство воздействия на сознание, выработ­ки мировоззрения, норм поведения, формирования вкусов. В этой функции речь используется для того, чтобы повлиять на взгляды и убеждения детей, изменить их отношение к определенным фактам и явлениям действительности, склонить их к действиям и поступкам. Речь - средство удовлетворения личных потребностей человека в общении, в приобщении к определенной группе лиц. Человек, будучи по своей природе существом социальным, не может жить вне связи с другими людьми: он должен советоваться, делиться мыслями, пережи­ваниями и т.д. В шлом речь имеет основополагающее значение в становлении человеческой личности."

В школе большое внимание должно уделяться именно формирова­нию устной речи. Уже с самого начала обучения в школе, ребенок должен быть нацелен на овладение правильными приемами построения высказывания и привалами использования языковых средств. Легче всего это сделать на материале интересном и понятном детям. Таким материалом являются сказки народные и авторские, обладающие богатейшим материалом как языковым, так и развивающим воображение. Использование сказок на начальном этапе формирова­ния устной речи помогают активизировать процесс обучения, задей­ствовать детей в литературной творческой деятельности.

Работа с авторской сказкой в шкале.

Сказки - прекрасное творение искусства. Наша память нераз­лучна с ними. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем детстве,как только начинает говорить, а то и раньше. Школьник встречается со сказками в букваре, в первых книгах для чтения, при изучении литературы в старших классах, когда знакомится с произведениями писателей-классиков. Из сказок ребенок узнает, что счастье не мыслится без труда, без стойкости нравственных принципов. В сказках неизменно осуждаются насилие, разбой, коварство, черное деяние. Сказка помогает ребенку укрепиться в самых важных понятиях о том, как жить, на чем основывать отно­шение к своим и чужим поступкам. Сказочная фантастика утверж­дает человека в светлом принятии жизни, полной забот и сверше­ний. Преследуя социальное зло, преодолевая жизненные препятствия, разоблачая козни против добра, сказки зовут к преобразова­нию мира на началах человечности и красоты.

Работа с авторской сказкой имеет по сравнению с работой над сказкой народной ряд отличительных и специфических особенностей.

Представим примерный план работы над усвоением отличительных черт народной и авторской сказки на основе сравнения "Сказки о царевне-лягушке" и пушкинской "Сказки о рыбаке и рыб­ке".

Прежде чем дети приступят к сравнению данных, сказок, на уроке, посвященном изучению народной сказки, они должны уяс­нить специфические черты народной сказки, как-то:

установку на вымышленность содержания,

особенности композиции /присказка, зачин, кульминация, концовка и концовка прибауточного характе­ра/

особенности образов персонажей, их относительную стабильность и возможные незначительные изменения в различных сказках.

Кроме того, необходимо обратить внимание на язык на­родных сказок - стабильность эпитетов, употребление устаревших слов. Перед тем, как приступить к изучению авторской сказки, не­обходимо повторить все отличительные черты народной.

"Сказка о рыбаке и рыбке" прочитывается и на основе первых впечатлений ведется беседа о том, что сходного с народной сказ­кой заметили, что различного. Среди сходных черт должны прежде всего назвать вымышленность сюжета, необычность с точки зрения реальной жизни. Кроме того, необходимо нацелить учеников на то, что и в народной и в автор­ской сказке есть чудесные персонажи: царевна-лягушка и золотая рыбка.

По строению сюжета необходимо отметить следующие сходные черты: в обеих сказках есть персонаж, задающий главному герою различные задачи, которые выполняются с помощью чудесных пер­сонажей. В сказке о царевне-лягушке источником задании является старый царь, а в "Сказке о рыбаке и рыбке" - старуха.

Глав­ным героем в сказке о царевне-лягушке является Иван-царевич; в "Сказке о рыбаке и рыбке" - старик. Кроме того, дети должны с помощью учителя заметить, что если в сказке о царевне-лягушке царь ограничивается тремя за­даниями и проявляется сакральное /сказочное/ число три, то в "Сказке о рыбаке и рыбке" автор не придерживается строгого ка­нона и рыбак приходит к морю шесть раз /число шесть сакральным не является.

Дети должны также отметить еще одну особенность авторской сказки, когда автор волен закончить сказку несчастливым кон­цом. Сравнивая с народной, необходимо цржвлежь внимание к тому, что счастливый конец - необходимое условие сказки народной. По вопросу композиции ученики должны заметить сходство на­родной и авторской сказки в том, что у них наличествует и за-%иин и концовка, однако в авторских сказках отсутствуют првс- 68. казки и концовки прибавочного характера. На изучение авторской сказки, изучение ее особенностей на основе сравнения с народными сказками представляется желатель­ным выделить отдельный урок перед изучением авторской "Сказки о рыбаке и рыбке" с лингвистической стороны. Как правило, работая со сказками А.С.Пушкина вообще, а-со
"Сказкой о рыбаке и рыбке" в частности, педагоги часто не учи­
тывают лингвистическое прочтение этой сказки, из-за чего оста­
ется за пределами внимания глубокий психологический и соидаль-
но-философский смысл произведения. Все изучение сказки сводит­
ся к более или we нее выразительному прочтению и неглубокому,
поверхностному анализу, результатом которого становится плос­
кая мораль. . . В результате формального подхода к изучению сказки от де-=. тей ускользает подлинный смысл, стороной обходится вопрос о ^ ' выразительности и богатстве пушкинского языка, который позво­ляет выражать глубинные оттенки смысла. Дети должны с помощью учителя научиться не только видеть языковые средства, использованные автором, но и употреблять их в своей речи, тем самым обогащая ее. Работа над языком - одно из важнейших звеньев раскрытия смысла. Она способствует развитию речи, обогащению словарного запаса, вдумчивому чтению, приобщению к художественному творчеству.

Однако при работе со сказкой А.С. Пушкина необходимо помнить, что написана она была для взрослых, поэтому работая над содер­жанием этой сказки следует учитывать возрастные особенности психологического восприятия ребенка. К примеру приведем отрывок из "Сказки о рыбаке и рыбке", на первый взгляд на требующий особого пояснения:

Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово: "Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе.

Однако, если оставить этот отрывок без внимания, то многое в психологии старика и в самой ситуации остается неясным для понимания первоклассника. Смысл момента в том, что старик отпускает рыбку по первой же просьбе, не требуя никакого выкупа и дает ей ласковое напут­ствие. Подобное поведение характеризует старика как бескорыстно­го, доброго человека, умеющего сочувствовать чужой беде. Харак­тер старика понимается через выражение "ласковое слово". Эпитет "ласковое" свидетельствует о вышеперечисленных чертах характера. Выражение "Бог с тобою" должно трактоваться как старинное, хотя и возрождаемое сейчас, пожелание добра, удачи, даже некотог-рого удивления от предложения выкупа. Слово откуп означает вознаграждение за свободу. Дети понимают его из контекста, но следует обратить внимание на то, что Пушкин использует именно архаический вариант слова "выкуп". Это придает повествованию колорит старины, вызывает ассоциации с пленением, когда свободу можно было получить за выкуп. Выражение "ступай себе", означающее позволение уйти, подчерки­вает широту жеста старика. Для лучшего проникновения в замысел поэта, необходимо провес­ти работу над лексикой произведения и над интонационным рисунком.

1. Работа над интонацией. Уже при первом прочтении дети могут обратить внимание на мело­дику пушкинского стиха, повторяющего стиль русского народного сказа. Настрой на плавность, неторопливость, назидательность должен сохраняться как установка во всех актах последующего перечитывания произведения детьми.

Обучая детей выразительному чтению, следует раскрыть облик сказителя, сопереживающего всему происходящему, дающего опенку событиям, показывающего характеры персонажей. Чтец должен пе­редавать авторское отношение к изображаемому персонажу или собы­тию. Старуха вызывает у автора явное неприятие своей грубостью, жестокостью, жадностью. Она "на чем свет стоит мужа ругает", "бьет" и "таскает за чупрун" усердных слуг. Тема старухи - тема зла, активно осуждаемого. Этот оттенок осуждения должен звучать при перечитывании эпизодов, где центральным персонажем является ста­руха. Автор сочувствует старику, его мягкости, безответности, по­корности и безропотности. Поэтому в эпизодах с участием старика должна звучать нотка жалости, сочувствия.

В основе сюжета сказки - цепочка ярких, быстро сменяющих друг друга событий': поимка рыбки, рассказ о ней, всплеск возмущения и жадности старухи, постоянные повторяющиеся просьбы о богатстве и власти для старухи, неожиданные и удивительные изменения, про­исходящие с ней. И, наконец, закономерный крах. Движение событий, их смену и связь необходимо передать в чте­нии.

Каждое событийное звено не закончено, оно разомкнуто в ска­зочном пространстве и во времени. Оно - ступенька к новому эпи­зоду, подготовка и ожидание его. Это может и должно стать уста­новкой к обучающему тренировочному чтению произведения. Своя интонация у каждого персонала. Для старика характерны мольба, жалоба, просьба, робкое урезонивание:

Смилуйся, государыня рыбка!
Еще пуще старуха бранится,
Не дает старику мне покою:
Избу просит сварливая баба.

Жалоба и просьба сливаются у старика в единый мотив: просит он не за себя, он только жалуется рыбке на старуху и попутно поясняет чего она хочет. Старик пытается смягчить старуху, польстить ей:

Здравствуй, барыня, сударыня, дворянка!
Чай, теперь твоя душенька довольна."

Он решается дале на урезонивание старухи, пытается образумить ее, когда требования заходят чересчур далеко:

Что ты, баба, белены объелась?
Ни ступить, ни молвить ш умеешь.
Насмешишь ты целое царство".

Старухе свойственны грубый окрик, сварливость. Она бранится,
будучи крестьянкой:

Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось.

Надменность и сварливость как основа интонации сопутствуют старухе на протяжении всего ее повышения. Но с переходом в дво­рянское состояние в ее интонации появляется чванливость и при­вычка повелевать, не терпящая возражений. Чем надменнее старуха, тем подавленнее старик, эту динамику в интонационном рисунке надо передать при чтении. В интонациях рыбки присутствуют мягкость, уступчивость, муд­рость. Богатство интонационного рисунка сказки раскрывается детям в процессе работы над ней: в первичном чтении, в чтении ряда эпизодов, в работе над персонажами, в обучении выразительному чтению отдельных картин, в инсценировании.

2. Работа над языком в связи с элементами характеристики персо­нажей . В центре внимания должны быть речевые и портретные характеристики, лексика, передающая внутреннее состояние героев и выражающая авторскую оценку. Персонажи обрисованы немногословно, но ярко и красочно.

К при­меру, портрет старухи выполнен в традициях крестьянской величаль­ной песни:

На крыльш стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.

В описании выхвачены самые яркие детали одежды, поражающей старика своим великолепием. Казалось бы здесь самое главное - наряд. Однако за одеждой угадывается поза и негативная авторская оценка. Украшения не делают ее привлекательнее для читателя, они только показывают ее стремление к богатству. Необходимо предложить детям просмотреть отрывок, уточняя, как выглядит старуха, проводится пояснительная работа над малопонят­ными выражениями:

"соболья душегрейка" - женская теплая кофта без рукавов;

"парчовая кичка"- старинный головной убор из наряд­ной ткани - парчи;

"жемчуги огрузили шею" - жемчужное украшение непременный элемент старинного наряда, у старухи оно тяжелое, в несколько рядов, висит на шее тяжелым грузом.

На основе прочитанного предлагается подумать о том, какова эмоциональность отрывка, каково авторское отношение к персонажу, а затем в тренировочном чтении нарисовать голосом богатый, пора­жающий взгляд наряд старухи и передать свое отрицательное отно­шение к ней. Иная лексика при работе над портретом старухи-царицы:

За столом сидит она царицей,
Служат ей бояре да дворяне,
Наливают ей заморские вина;
Заедает она пряником печатным;
Вкруг ее стоит грозная стража,
На плечах топорики держат.

Здесь в центре внимания уже не слова, обозначающие предметы одежды, а глаголы, заостряющие внимание на действиях персонажа. Перед нами уже не просто хвалящееся рошкошыо наряда богатство, но власть над людьми всех сословий. Необходимо привлечь внимание к мастерству психологических обрисовок. Поэт умеет в нескольких словах передать душевное сос­тояние старика. Он удивился, испугался, услышав, что рыбка заговорила. Испугался и взмолился, увидев столбовую дворянку.

Состояние рыбки пленницы, попавшей в невод передается фразой как взмолится золотая рыбка, в которой слились воедино и страх, и отчаяние, и мольба, и внезапность, непредвиденность случивше­гося. Отчуждение старухи от старика, усиление в ней надменности и жестокости также передаются лаконично. Будучи крестьянкой, она громко бранится, на чем свет стоит мужа ругает...

Став дворянкой, она становится более сдержанной, но и более жестокой: прикрики­вает, указывая старику его место на конюшне; осердясь, по щеке ударила мужа. Став царицей, старуха и не взглянула на вернувше­гося с моря старика, лишь с очей прогнать его велела. Во всех обрисовках активно работает глагол, именно на него надо направлять внимание детей, организуя работу по анализу об­раза, предлагая им найти слова, рисующие поведение, поступки, речь персонажей. В работу по анализу образа целесообразно включать элементы поисковых заданий, выразительное чтение с постановкой исполни­тельской задачи, элементы словесного рисования, угадывания позы, жеста персонажа.

Особая роль отводится работе над словом в речевых характерис­тиках персонажей. При их перечитывании детям надо предложить со­отнести речевое высказывание с соответствующей чертой характера персонажа. К примеру, доброта и совестливость старика выражены в следующем высказывании:

По-нашему говорила рыбка,
Домой в синее море просилась,
Дорогою ценою откупалась:
Откупалась чем только поделаю.
Не посмел я взять с нее выкуп;
Так пустил ее в синее море".

Старик может быть насмешливым:

Что ты, баба, белены объелась?..

В речи старика богато представлены устойчивые обороты, обращения народного языка: Бог с тобою; барыня, сударыня, дворянка; чай, теперь твоя душенька довольна. Он в совершенстве владеет формами старинного речевого этикета: знает, как просить, как напутствовать, как приветствовать.

Речь старухи выдает ее корыстолюбие, неблагодарность, низость, сварливость. Она бранится /"Дурачина.ты, простофиля!"/, страстно стремится к богатству /"В корыте много ли корысти?"/, требует /"Выпроси уж избу"/, а под коне и совсем вздурилась:

"He хочу быть вольною царицей,
Хочу быть владычицей морскою,
Чтобы жать мне в Окияне-море,
Чтоб служила мне рыбка золотая
И была б у меня на посылках".

3. Работа над фразеологизмами. Фразеология народной речи придает языку сказки живописность, меткость, образность. В сказке употреблены такие речевые обороты как:

нет уж и следа;
на чем свет стоит;
белены объелась;
Бог с тобою;
так и быть;
на посылках.

На основе сказки рождается новый фразеологизм "остаться у разбитого корыта".

Фразеологизмы комментируются по ходу чтения и перечитывания текста с тем, чтобы раскрыть их образный смысл ; при этом целе­сообразно проводить работу по замене фразеологизма синонимом /это поможет активизировать их в речи/.

А землянки нет уж и следа - землянка пропала, исчезла.

На чем свет стоит мужа ругает - сильно ругает.

Белены объелась - обезумела, сошла с ума.

Можно предложить учащимся составить предложения с данными фразеологизмами и сравнить их с пушкинским текстом, подчеркивая его образность. Важно, чтобы первоклассники практически поняли, что фразеологизм выражает не только смысл, но и богатство эмо­циональных оттенков.

4. Работа над особенностями пушкинского эпитета. "Сказка о рыбаке и рыбке" написана с использованием богатей­шего фольклорного материала. Наиболее ярко национальный русский колорит проявился в подборе эпитетов. Цветистость и пестроту придает языку широкое использование традиционных для народ ной поэтики эпитетов: синее море, золотая рыбка, черная буря, морс­кая владычица, великое чудо, ласковое слово, вольная царица, грозная стража, дубовые,тесовые ворота.

Сохраняя свойственную фольклору традиционность, пушкинский эпитет приобретает в контексте сказки новью оттенки значений. Например, эпитет золотой . Золотые перстни на руках старухи бле­стят, давят тяжестью червонного золота, гнетут силой власти и богатства. Иное, переносное значение имеет этот эпитет в сочетании золо­тая рыбка. Использование уменьшительно-ласкательной формы су­ществительного "рыба" придает сочетанию легкость, солнечность, изящество. Здесь и в помине от подавляющей тяжелой силы, золото­го цвета.

Для народной поэзии характерен постоянный повторяющийся эпи­тет. Пушкинский эпитет легко укладывается в сознание, кажется постоянным, однако поэт не злоупотребляет приемом повторения. К примеру, сочетание разбитое корыто впервые появляется в финале сказки, но читатель подготовлен к нему пред явствующими сочетаниями: корыто— раскололось, новое корыто, в корыте много ли корысти. Работая над сочетанием много ли корысти необходимо дать пояснение слову "корысть", обозначающему "выгоду". Через всю сказку проходит сочетание синее море. Однако и здесь .в традицию врывается динамика авторского видения мира. Синее море_, разыгрывается, на нем поднимается черная буря, оно темнеет. Эпитет сращивается с определяемым словом и уже не содержит в себе точного указания на цвет.

Раскрытие особенностей употребления пушкинского эпитета возможно через прием просмотрового чтения, при котором учащимся надо найти слова, встречающиеся в народных сказках и обозначаю­щие признак предмета. В качестве примера можно вспомнить эпитеты в народных сказках.

5. Работа с историзмами и архаизмами. Сказка включает в себя множество историзмов и устаревших слов. Все они объяснены в сносках к тексту произведения, обращение к которым учитель может осуществить в любой момент урока. Между тем следует подвести детей к пониманию того, что в ли­тературных произведениях, созданных в прошедшие эпохи, могут встречаться слова, которые не употребляются в современном языке, потому что называют предметы и явления, которых в современной жизни нет. Но эти слова необходимы для полной и четкой передачи картины ушедшей жизни. Историзмы и архаизмы в "Сказке о рыбаке и рыбке" воссоздают историческую эпоху, рисуют картины быта времен Московской Руси. На этой лексике акцентируется внимание при первичном, трени­ровочном, специальном выборочном чтении. Они комментируются пу­тем обращения к сноскам, словарю, иллюстрациям.

6. Разговорная ж просторечная лексика. Язык сказки включает еще один пласт, вызывающий некоторые затруднения на уроках русского языка и чтения. Эти затруднения связаны с тем эмоциональным, подчас нежелательным аспектом, ко­торые они вызывают. Это лексика ограниченного употребления, противопоставленная в какой-то мере нормированному литературному языку. Сказка пестрит такой лексикой: дурачина, простофиля, кликать проклятая баба, пуще, взамен, вздурилась, поделом, сгрузили, чупрун .

Лексика ограниченного употребления должна привлекать внимание педагога не менее, чем всякая иная. Не нужно организовывать ее специального поиска, но при встрече с нею нужен непременный ком­ментарий с точки зрения ее роли в создании образа.

Так, слова дурачина, простофиля употребляет старуха. Они говорят о ее гру­бости, сварливости. Слова проклятая баба использует старик. Они указывают на социальное положение героя, передают колорит крестьянской речи. Этот колорит виден и в авторской оценке: Пу­ще прежнего старуха вздурилась. Целесообразен при анализе сказки вопрос: почему в художествен­ном произведении встречаются такие грубые,просторечные слова?

Работа над авторской сказкой должна проводится в системе уроков как по развитию речи, так и чтения. На уроке чтения дети изучают "Сказку о царевне-лягушке", попутно выявляя характерные особенности народной сказки. Далее на уроке развития речи дети на основе сравнения "Сказки о царев­не-лягушке" и произведения А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке" изучают особенности построения авторской сказки и ее специфичес­кие черты. На уроке чтения детям предлагается "Сказка о рыбаке и рыбке" для изучения с лингвистической точки зрения, а также отрабатыва­ется выразительность чтения. Следующий урок по развитию речи может быть посвящен самосто­ятельному составлению сказки на основе изученного материала.

Представляется возможным провести урок по составлению сказки с опорой на сравнение авторских и народных сказок уже в первом классе. В начале этого урока-составления проводится повторение и обоб­щение особенностей построения сказки, специфики композиции на­родной сказки и возможностей ее изменения автором. Необходимо также проанализировать специфику героев народной сказки, их ос­новные атрибуты, а также особенности героев авторской сказки ж их отличие от фольклорных персонажей. Анализ эпитетов как народной, так и авторской сказки должен настроить учащихся на отбор ярких и точно рисующих тропов.

Представим фрагмент урока по составлению сказки. Работа про­водится коллективно, весь класс составляет одну сказку.

-Здравствуйте ребята. Сегодня у нас необычный урок. Сегодня мы будем сочинять сказку. Как вы думаете, какой она будет, на­родной или авторской? /Авторской/

-Почему? /т.к. нам будут известны авторы/.

-Верно. Вспомните, какие элементы композиции вы знаете? / Присказка, зачин, кульминация, концовка, концовка прибауточ­ного характера/

-Какие элементы композиции будем использовать мы для состав­ления наши сказки? /Зачин, кульминацию, концовку/

-Почему? /так как присказка и концовка прибавочного характера используются только в народных сказках/.

-Раз мы сами авторы, мы вольны изменить в нашей сказке что угодно и как угодно. Однако надо заранее обговорить, сколько бу­дет кульминационных моментов в сказке. / один/ -Хорошо. Теперь давайте решим, о чем у нас будет сказка. /дети самостоятельно выбирают тему, возможна помощь учителя/

- Сколько будет героев? / самостоятельно/

- Кто они такие будут? / самостоятельно/

- Скажите, какие эпитеты мы должны отбирать для сказки ?/Яркие, сочные, точно описывающие ситуацию, героев/

-Какие эпитеты могут рисовать облик наших героев; их характер? / последовательно на доске делается запись против каждого героя его характеристики/

-Сейчас на доске запишем план-схему сказки и приступим к ее составлению

Запись на доске:

  • Зачин.
  • Кульминация.
  • Концовка.

Итак, не так давно на белом свете жил/а/-был/а/... /начинает учитель, составление идет с ненавязчивой помощью учи­теля/ . Сказка записывается учителем. Дети записей не делают. Им предлагается рассказать сказку дома и узнать, понравилась ли она. На следующем уроке развития речи предлагается вспомнить и рассказать составленную сказку.