Найти тему
ABW

"Почему белорусы так не любят свое?" Про белорусскую технику, ретромотокультуру и фестиваль

Мы стоим и смотрим на белорусско-немецкий мотоцикл "Минск М1М" - копию DKW RT125. Именно с него началась история мотоциклов Минского мотовелозавода. Копирование этой идеи в дальнейшем привело заводчан к собственным разработкам, которым по сей день поклоняются в столице Вьетнама Ханое, но почему-то не в Минске…

Об истории белорусской техники и ретромотокультуре мы приехали поговорить с братьями Олегом и Виталием Гапановичами - организаторами фестиваля "Кола часу". Эти люди очень ценят техническую историю и восстанавливают ее экспонаты. 

-2

Место для интервью выбрано антуражное: гаражи, старые мотоциклы, "москвич" - романтика, словно в БССР вернулись.

-3

В гараже идет работа по восстановлению итальянского мотоцикла Gilera 125. Невероятно красивый байк 1960-х годов.

-4

Некоторые мотоциклы здесь не нужно восстанавливать. Например, Kawasaki Z400 1974 года выпуска с оригинальным пробегом 19.000 км. Настоящая японская классика. Но о "японцах" и "итальянцах" как-нибудь в другой раз, а сегодня тема разговора - история белорусской техники и ретромотокультура.

-5
-6

- Почему на ретромотофестивале много мотоциклов "Ява", но при этом мало белорусских мотоциклов "Минск"?

- Наверное, потому, что не любим свое. Это менталитет такой, с этим надо что-то делать. Возможно, потому, что тут толком не было капитализма. Не сложилось у нас чувства уважения к собственной материальной культуре. В начале ХХ века мы вообще были аграрной страной. Но после Второй мировой войны сюда перенесли немецкие производства, что дало огромный толчок для индустриального развития страны. Мы еще не успели созреть мозгами и понять эту ценность - МАЗ, БелАЗ, МТЗ и другие предприятия. Существует легенда, что в лучшие годы из цехов мотовелозавода выходило по одному мотоциклу в минуту. Да, сегодня полно проблем, но есть чем гордиться. К примеру, "Белшина" начала выпускать гигантские шины для БЕЛАЗов и Caterpillar - чем не повод для гордости? 

Раньше мы делали просто невероятные вещи - взять тот же МАЗ "Перестройка". Концептуальный грузовик, опередивший свое время. Сделан белорусами. Но два или три грузовика другие белорусы просто порезали. Как так? Почему бы не построить свой национальный технический музей для таких произведений технического творчества? Приезжаешь в любую деревню в Чехии или Латвии - в каждой по музею, в том числе техническому. А у нас режут. Не уважают ни то, что производили, ни то, что производят сегодня. Это даже в комментариях на вашем форуме заметно. Белорусско-китайский Geely Atlas - почти та же история, что и белорусско-немецкий "Минск М1М". Да, мотоцикл "Минск" уже можно выставлять в музее. Он дал старт для развития, достоин отдельной экспозиции. Увидим ли мы когда-нибудь в нашем музее белорусско-китайские автомобили? Дадут ли они старт для развития своего автомобилестроения? Неизвестно. В любом случае здорово, что у нас собирают автомобили. И национального технического музея нам действительно не хватает. Как и чувства уважения к своему.

-7

- В "Минск М1М" много ли было белорусского?

- Это первый мотоцикл, в который была вложена собственная инженерная мысль. Он не был полностью немецким. Вначале был М1А - копия DKW, которая производилась в Москве. Потом производство перенесли в Минск, где наши инженеры сделали ему апгрейд, как сейчас модно говорить. И назвали его уже М1М. Первая буква - Минск, а не Москва. Инженеры отказались от аккумулятора, поставили амортизаторы сзади, сделали другую вилку и произвели некоторые другие изменения. После войны DKW RT125 вообще производили в 9 странах: Польше, СССР, Индии, Италии, Англии и т.д. Даже в США он производился под маркой Harley-Davidson. История концерна Yamaha начиналась именно с этого мотоцикла. Правда, куда потом шагнула Yamaha - отдельная тема для разговора. В любом случае для 1950-х годов это был достойный мотоцикл. 

-8

- Ретромотофестиваль "Кола часу" - это, можно, считать, музей на один день. А как сейчас развивается это движение?

- Постепенно мы все же приходим к уважению к технической истории. Взять в качестве примера те же ретромотоциклы и мотокультуру в целом. Нашему фестивалю - 5 лет, питерскому- 10. В Эстонии ретромотофестивалю 30 лет, в Западной Европе такие мероприятия проводятся уже полвека. То есть движение только зарождается. Да, проблемы есть, денег нет, но мотоциклы восстанавливаются, появляются новые любители ретротехники. Первый фестиваль "Кола часу" мы провели в 2013 году, на него приехало 52 мотоцикла. А уже в 2016-м их было 200! Только 100 участников было из Беларуси, все остальные - из России и Европы. Вы где-то писали, что если так пойдет дальше, то Беларусь станет центром европейского ретромотодвижения. И это правда! У нас самый большой фестиваль среди стран ближнего зарубежья. 200 мотоциклов собирают фестивали Германии, Голландии, Англии - там, где ретромотодвижение зародилось еще полвека назад. При этом мы собираем по-настоящему международный фестиваль. В других странах они в основном локальные, а к нам приезжают украинцы, поляки, россияне, латыши, литовцы, венгры, россияне, чехи, немцы. В этом году финнов ждем. А все потому, что Беларусь находится в центре Европы, сюда удобно ехать всем. Поэтому наш фестиваль приобретает такие масштабы. И это важно для страны. Люди открывают визы за свои деньги и едут к нам.

-9

- А ведь сейчас активно работают соцсети. Иностранцы выкладывают фотографии страны в том же Instagram - это же какой пиар для нас…

- Именно. Одних только латышей приедет 27 человек. Будут ночевать в гостиницах, оставлять здесь деньги. Пусть немного, но страна будет зарабатывать и продвигать свой туристический потенциал. В этом году мы подготовили очень масштабную программу, но на этот раз не в Минске, а в Вилейском и Мядельском районах. По маршруту ретроралли будут три большие остановки с масштабными культурными программами. В каждом населенном пункте - своя программа. Власти нас в этом поддерживают. Будет целых три праздника для местных жителей, гостей и участников фестиваля. И даже для детей: отделы образования автобусами привезут школьников, в том числе из специальных учреждений. Будут экскурсии для участников - иностранцы больше узнают о нашей стране. 

-10

- А сколько будет участников в этом году?

- У нас уже сейчас более 40 заявок. А обычно регистрируется не больше трети. Мы ожидаем не меньше 100 мотоциклов, а то и под 200. Это будет очень крупное культурное событие для Вилейского и Мядельского районов. 

- Куда приезжать зрителям из Минска и других городов, областей и районов?

- Приезжать можно в Долгиново или Будслав - там будут самые большие остановки. 

-11

- А сколько там будет мотоциклов "Минск"? Какие вообще сейчас восстанавливаются мотоциклы?

- В основном молодежь реставрирует "Явы" - и это здорово! А есть еще большой нераскрытый пласт советских мотоциклов. Не говоря уже о том, что можно привезти что-нибудь интересное иностранного производства. Есть куда развиваться. Но вот с ретромотоциклами "Минск" в Минске не все так здорово. Мы еще ни на одном фестивале не собрали весь модельный ряд мотовелозавода. Первый, кто привез 105-ю модель, - эстонцы! Причем за рулем была молодая девушка, которая приехала сюда своим ходом. Ее родители приехали на тяжелом К750, а она - на "минскаче". В общем, сейчас на фестивале не хватает минских мотоциклов. А ведь они достойны уважения! Производилось большое количество моделей, а если взять еще и экспериментальные, то ими всеми можно заполнить огромный ангар. Но нет нигде такой экспозиции…

-12

- Минский мотоцикл достоин уважения и того, чтобы его восстанавливали. В Top Gear он как-то проехал весь Вьетнам, даже тонул, но продолжал ехать. Выносливая техника.

- По мнению многих моих знакомых "Минск" - это лучший мотоцикл сделанный в СССР. Потому что простой, ремонтопригодный, аккумулятор ему не нужен. Всегда заводится, легко чинится. Почему во Вьетнаме есть клуб любителей минских мотоциклов, а у нас нет? Это странно. 

-13

- В общем, главная мысль нашего разговора - не "шануем" свое, но какие-то подвижки в этом все же есть…

- Совершенно верно. Нет технического музея, режем эксклюзивный МАЗ "Перестройка", ругаем в комментариях белорусско-китайские автомобили, нет клуба любителей мотоциклов "Минск". Но начать можно с малого: купить старенький "минскач", восстановить его и приехать на "Кола часу 2019". Это очень серьезное мужское увлечение. Оно сейчас в тренде, особенно в Европе. Занимаются этим все: от студентов до директоров частных компаний. Ретромотоцикл - предмет истории, который может, помимо всего прочего, тебя еще и возить, причем ты получаешь огромное удовольствие!

Слушал и записывал Юрий ГЛАДЧУК
Фото автора
ABW.BY

Наши материалы заслуживают вашего внимания, подпишитесь на канал ABW.BY в Telegram или следите за паблик-чатом в Viber