Согласно труду ВиктОра Толкачёва “Роскошь системного самопознания: основы системно-векторного психоанализа” объективную реальность можно рассматривать в категориях представленных в матрице В.А. Ганзена (см. рис. 1.1).
Данные категории не являются чем-то новым в науке, и известны ещё как минимум со времён древнего Египта, где эти категории были выражены в четырёх ипостасях египетского бога Амуна.
"Обратимся к “Книге для начального чтения” В.Водовозова (СПб, 1878 г.), в конце XIX века предназначавшейся для самообразования россиян, в которой речь идёт о воззрениях на Объективную реальность — на категорию «ВСЁ» — древних египтян.
«Самая главная каста, управлявшая всем (т.е. несшая полноту внутриобщественной власти, включая и власть концептуальную в обоих значениях этого термина — наше пояснение), была каста духовных или жрецов (на каком-то этапе своего исторического пути они перстали быть жрецами, и хотя сохранили название «жрецы» но были только носителями некоторых знаний и навыков в преемственности поколений, т.е. по существу были знахарями: наше уточнение). Они предписывали и царю (т.е. фараону — наша вставка), как жить и что делать... Высшим божеством египтян был АМУН. В его лице соединились четыре божества: вещество, из которого состоит всё на свете, — богиня НЕТ; дух, оживляющий вещество, или сила, которая заставляет его слагаться, изменяться, действовать, — бог НЕФ; бесконечное пространство, занимаемое веществом, — богиня ПАШТ; бесконечное время, какое нам представляется при постоянных изменениях вещества, — бог СЕБЕК. Всё, что ни есть на свете, по учению египтян, происходит из вещества через действие невидимой силы, занимает пространство и изменяется во времени, и все это таинственно соединяется в четыреедином существе АМУН».
Если отстроиться от имён древнеегипетских богов, то вещество соответствует современному «веществу»; дух — большей частью «силовым полям»; а «пространство» и «время» так и остались неизменными категориями в мировоззрении с тех времён.
То, что напомнил В.Водовозов о древнем Египте, показывает, что первичными различиями в предельно обобщающей категории «Всё» и обобщающими категориями первого порядка, осознаваемыми в качестве исходных понятий об объективности Мироздания, в нынешней цивилизации на протяжении тысячелетий неизменно остаются: 1) “материя” (вещество); 2) “дух”, понимаемый и как “энергия”, “сила” (силовое поле, отнесенное к “материи” диалектическим материализмом), и как управляющее начало, т.е. “информация” и алгоритмика её преобразований; 3) “пространство”; 4) “время”, когда разрозненные, а когда и объединенные то в четырехипостасном боге-мироздании Амуне, то в “двухипостасном” безымянном и неперсонифицированном «пространственно-временнóм континууме» теории относительности, содержащем в себе «материю» во всех её агрегатных состояниях." (Достаточно общая теория управления, Приложение, гл. 6)
Представление первичных категорий Ганзеным более адекватно объективной реальности, нежели их древнеегипетский прототип, т.к. включает в себя категорию информации, подразумевая её объективность. Время и пространство сохранены в системе Ганзена а вот вещества - материи нет. Наиболее близким к веществу в системе Ганзена является энергия.
Соответственно этим категориям описания объективной реальности, человек, как часть той же объективной реальности, описывается Толкачёвым в этих же категориях (см. рис. 1.2).
И уже исходя из этих положений происходит разделение людей на врождённые типы (см. рис. 1.3).
Согласно типологии Системно-векторного психоанализа (СВП) Толкачёва, человечество, как совокупность людей, это несколько множеств субъектов характеризуемых уникальным присущим только этому множеству набором свойств, каждый из которых опираясь на свои свойства, реализует специфические доступные только для него компетенции. При этом, сама способность решать определённые задачи является врождённой предрасположенностью в рамках врождённых свойств, которые конечно важно развить в процессе взросления (но от этого свойства не перестают быть врождёнными). В чистом виде, эти множества личностей следующие:
Четыре нижних вектора:
- Кожный вектор;
- Мышечный вектор;
- Уретральный вектор;
- Анальный вектор.
Четыре верхних вектора:
- Зрительный вектор;
- Звуковой вектор;
- Оральный вектор;
- Обонятельный вектор.
Практика, как единственный критерий истины, показывает, что таковая врождённая разделённость людей по тем или иным свойствам и, как следствие врождённая предрасположенность людей к тем или иным видам деятельности в меру освоенности этих свойств, имеет место быть в реальности.
Так же, практика показывает, что четырёхчленство энергии-информации-пространства-времени не является адекватным способом описания объективной реальности и выражает лишь субъективное восприятие окружающего мира. Подтверждаемым же на практике представлением и описанием окружающего мира является Триединство материи-информации-меры (рис. 4). А пространство, время и энергия являются лишь субъективными категориями связанными с особенностями восприятия объективных категорий мироздания (см. записку "Энергия (3)").
Однако, если является объективным разделённость людей на восемь категорий и является объективным представление объективной реальности в категориях триединства и всё это находится в одной вселенной, а сама вселенная единая, целостная не противоречивая, то возникает необходимость конвертации адекватных имеющихся представлений о типах людей из неадекватных категорий четырёхчленства (энергии, информации, пространства и времени) в адекватные категории триединства (материи, информации и меры).
Продолжение см. Б2
__
Публикация 30.05.2018