Музыкальные инструменты эволюционируют, словно живые существа.
Практически у всех знакомых нам инструментов есть "предковые формы". И, в точности как у животных, есть у них свои ареалы обитания. Но если биологи пока не научились возвращать к жизни вымершие виды, то возродить утраченный инструмент возможно.
Впервые суку заметили, когда история её уже подходила к концу. Это было в 1888 году. В Варшаве проходила выставка народных инструментов. Ян Карлович, историк и диалектолог, написал о суке в статье в журнале "Висла".
...он [исполнитель] играл на ней не как на скрипке, а держал на груди, подвесив на шнурке, перекинутом через левое плечо. Смычок располагался горизонтально. В том районе обычные скрипки называются "собаками" (и говорят "играл на псах").
В 1895 году инструмент зарисовал художник Войцех Герсон.
Заметно, что это уже очень поздняя форма. У суки совершенно скрипичный корпус. Более чем вероятно, что мастер XIX века скопировал его с оркестровой скрипки, а прежде корпус был другим. Только гриф остался подлинным старинным.
Ещё такой инструмент называют "сукой билгорайской", потому что последние суки были родом из окрестностей города Билгорай. Когда-то инструмент был очень популярен в тех местах. Даже святая Цецилия изображалась с сукой.
В 90-х годах XX века инструмент попытались реконструировать независимо друг от друга сразу два музыканта: Збигнев Бутрин и Мария Помяновска.
В 2007-м году Збигнев с сыном Кшиштофом основали Школу игры на суке.
Мария двинулась в другую сторону и реконструировала ещё один, мелецкий вариант суки. От этой суки тоже остался один-единственный рисунок — акварель Станислава Путятицкого в Этнографическом музее в Варшаве.
Музыкальный коллектив Марии Arcus Poloniae играет на трёх родственных народных инструментах — мелецкой и билгорайской суках и плоцком фиделе.
Фидель, в отличие от обеих сук, воссоздавался не по рисунку, а по остаткам инструмента, найденным археологами в 1985 г. в Плоцке. Инструмент датируется XVI - XVII веками, и любопытно, что как раз на его примере мы можем увидеть подлинный древний корпус. И он действительно не скрипичный!
В то время скрипка только-только появилась, случилось это в Италии, и сам инструмент был "аристократическим". В деревнях под Плоцком скрипку, конечно, ещё никто не видел. Можно с уверенностью сказать, что и у сук в тот век были похожие корпуса.
Ссылки:
___________________________
Даже мёртвого музыковеда радуют лайки и подписки. Спасибо!