Найти тему

Голос утраченной суки

Музыкальные инструменты эволюционируют, словно живые существа.

Практически у всех знакомых нам инструментов есть "предковые формы". И, в точности как у животных, есть у них свои ареалы обитания. Но если биологи пока не научились возвращать к жизни вымершие виды, то возродить утраченный инструмент возможно.

Впервые суку заметили, когда история её уже подходила к концу. Это было в 1888 году. В Варшаве проходила выставка народных инструментов. Ян Карлович, историк и диалектолог, написал о суке в статье в журнале "Висла".

...он [исполнитель] играл на ней не как на скрипке, а держал на груди, подвесив на шнурке, перекинутом через левое плечо. Смычок располагался горизонтально. В том районе обычные скрипки называются "собаками" (и говорят "играл на псах").

В 1895 году инструмент зарисовал художник Войцех Герсон.

Заметно, что это уже очень поздняя форма. У суки совершенно скрипичный корпус. Более чем вероятно, что мастер XIX века скопировал его с оркестровой скрипки, а прежде корпус был другим. Только гриф остался подлинным старинным.

Сука на рисунке 1895 г.
Сука на рисунке 1895 г.
Реконструированная сука.
Реконструированная сука.

Ещё такой инструмент называют "сукой билгорайской", потому что последние суки были родом из окрестностей города Билгорай. Когда-то инструмент был очень популярен в тех местах. Даже святая Цецилия изображалась с сукой.

Часовня св.Цецилии, фото Mateusz Borny.
Часовня св.Цецилии, фото Mateusz Borny.

В 90-х годах XX века инструмент попытались реконструировать независимо друг от друга сразу два музыканта: Збигнев Бутрин и Мария Помяновска.

В 2007-м году Збигнев с сыном Кшиштофом основали Школу игры на суке.

Мария двинулась в другую сторону и реконструировала ещё один, мелецкий вариант суки. От этой суки тоже остался один-единственный рисунок — акварель Станислава Путятицкого в Этнографическом музее в Варшаве.

Сука мелецкая. У неё тоже поздний скрипичный корпус, но "родной" гриф.
Сука мелецкая. У неё тоже поздний скрипичный корпус, но "родной" гриф.
Реконструированная мелецкая "собачка".
Реконструированная мелецкая "собачка".

Музыкальный коллектив Марии Arcus Poloniae играет на трёх родственных народных инструментах — мелецкой и билгорайской суках и плоцком фиделе.

Фидель, в отличие от обеих сук, воссоздавался не по рисунку, а по остаткам инструмента, найденным археологами в 1985 г. в Плоцке. Инструмент датируется XVI - XVII веками, и любопытно, что как раз на его примере мы можем увидеть подлинный древний корпус. И он действительно не скрипичный!

Плоцкий фидель.
Плоцкий фидель.

В то время скрипка только-только появилась, случилось это в Италии, и сам инструмент был "аристократическим". В деревнях под Плоцком скрипку, конечно, ещё никто не видел. Можно с уверенностью сказать, что и у сук в тот век были похожие корпуса.

Ссылки:

Сайт Марии Помяновской.

Сайт Школы игры на суке.

___________________________

Даже мёртвого музыковеда радуют лайки и подписки. Спасибо!