Наш сегодняшний гость — Дмитрий Волошин — один из самых известных экспертов, менеджеров и предпринимателей в области корпоративного образования, онлайн-образования и образования для IT-специалистов.
Онлайн образование — это уже бизнес или еще нет? Надо ли собственнику компании учиться информационным технологиям, если да, то где? Как отличить сильного айтишника при приеме на работу? Об этом и поговорили.
— Как предпринимателю понять, что он берет на работу достойного IT-специалиста, какие вопросы про обучение/образование стоит ему задать?
— Думаю, что лучше всего о человеке говорит его репутация в профессиональном сообществе. Я бы собрал не менее трех отзывов, особое внимание уделил бы человеческим качествам: открытость, честность, порядочность. Есть ряд случаев, когда сильный профессионал не вписывается в команду или ведет себя некорректно по отношению к работодателю. И важно не только проверять, например, умение программировать на тестовых заданиях, но и уделять внимание сложившемуся профессиональному отношению к работе.
— Решения в области профессионального онлайн-образования — это бизнес или в большей степени социальные проекты?
— Конечно, бизнес. Онлайн добавляет в образование бОльшую маржинальность, и если само по себе образование – это неплохой бизнес, то онлайн-образование должно быть очень неплохим бизнесом. Другое дело, что консервативность образовательной среды выталкивает новые решения, отторгает современные технологии, что усложняет монетизацию в профессиональном онлайн-образовании. Очень велика инертность, некоторые люди считают, что если нет физического класса или аудитории, то нет и учебного процесса.
— Есть точка зрения, что с основами IT сегодня должны быть знакомы все, особенно руководители бизнеса. Есть ли у вас курс для бизнесменов? Насколько он популярен?
— Курса для бизнесменов у нас нет. Есть курс для менеджеров в сфере разработки ПО, и он достаточно популярен. Наши студенты, закончившие классические курсы обучения Java или Python, выпускники курсов DevOps или Linux, идут постигать специфику ИТ-менеджмента. Многие из них планируют сменить карьерную траекторию, стать руководителем ИТ-подразделений. Другие делают это из любопытства, чтобы понять, а что стоит за теми или иными решениями их руководителей.
— При наличии большого числа доступных бесплатных курсов на Coursera и других платформах, что позволяет привлекать клиентов для платного образования по IT-специальностям?
— Как говорится, ничто не заменит радости человеческого общения. Наши преподаватели вкладывают много сил и времени в коммуникации со студентами, в качественную обратную связь на домашние задания. В этом смысле, самостоятельный просмотр видеоконтента (а именно это является основой бесплатных курсов) сродни походу в библиотеку, а проведение курсов в формате вебинаров, как делаем мы, похоже на классический процесс обучения. Сравнивать библиотеку и вуз, наверное, некорректно. Поэтому я бы и не сравнивал нас и Coursera. Хотя это сравнение чрезвычайно лестно.
— IT-компании, многие из которых самостоятельно организуют обучение новым технологиям на своих платформах, для Otus партнеры или конкуренты?
— Партнеры. Мы движемся к тому, чтобы предоставлять таким компаниям нашу площадку, наши маркетинговые возможности и наши отношения с потенциальными работодателями как услугу. Мы видим большое пространство для сотрудничества в выводе офлайн курсов в онлайн, в помощи в монетизации традиционных курсов. И здесь же мы видим большие перспективы сотрудничества с ИТ-компаниями, которым не настолько надо монетизировать курсы, сколько продвигать свой HR-бренд. Сейчас наша активная аудитория – больше 17 000 человек, это исключительно разработчики, и именно они являются самым интересным для ИТ-компаний контингентом.
— Насколько отечественные IT-специалисты готовы учиться, заинтересованы в повышении своей квалификации?
— Многие готовы развиваться. Основным отличием ИТ-специалистов от представителей других специальностей является то, что для них важна систематизация собственных знаний. Так как отрасль быстро развивается, то часто даже у опытных специалистов остаются лакуны и пробелы. Поэтому такие курсы как наши, ориентированные на высокий профессиональный уровень, востребованы и популярны. К сожалению, их немного на рынке, который сейчас наводнен продуктами вроде «выучи Python с нуля», что зачастую дискредитируют качественное ИТ-образование.
— Самые востребованные на рынке труда навыки и квалификации?
— Как и многие годы подряд это разработчики на Java и C++, чуть меньше – C# и Python. В целом, практически все языки программирования наращивают популярность, очень сильно растет Go. Даже Perl, который считается устаревшим (с чем лично я не согласен) и Scala, который использован в малоизвестных у нас фреймворках Lift и Play, показывают высокую и стабильную популярность со стороны работодателей.
Приглашаем вас обсудить интервью в нашем сообществе в Facebook: