(1976) Культовый фильм Мартина Скорсезе о ветеране Вьетнамской войны, который не может найти себя в новом мире.
Главного героя, Трэвиса Бикла, играет Роберт Де Ниро — фильм стал первой крупной ролью этого актёра. Трэвис — 26-летний ветеран, прошедший Вьетнамскую войну. Произошедшее в Азии не даёт ему покоя, он лишился сна и потому по ночам работает в Нью-Йорке таксистом, чтобы скоротать время до рассвета.
Неудачи в личной жизни и отсутствие человеческого общения постепенно сводят Трэвиса с ума. Он начинает терять чувство реальности, а один из клиентов наталкивает его на мысли о насилии. Решив, что только он может навести в городе порядок, Бикл вновь берёт в руки оружие. А вот дальше начинается самое интересное: даже спустя четыре десятка лет кинокритики и зрители спорят, чем же закончился фильм. Финал у картины очень сюрреалистичный, но раскрывать я его не стану.
«Таксист» стал одной из первых лент в истории так называемого «Нового Голливуда» — эпохи бескомпромиссного, свободного и нахального кино. Автор сценария Пол Шредер зачитывался Фёдором Достоевским и Сартром, а сам Роберт Де Ниро действительно часами колесил по ночному Нью-Йорку, чтобы вжиться в роль. На выходе получился неонуар, без которого не было бы ни «Бегущего по лезвию», ни фильмов братьев Коэн.
Этот фильм подарил миру и ещё кое-что: знаменитую сцену «Ты со мной говоришь?», которую Роберт Де Ниро сымпровизировал перед зеркалом. Именно в ней ярче всего проявляется неспособность Трэвиса к нормальной жизни, становится ясно, что он не способен к общению, а главное — за несколько секунд на экране происходит полный и окончательный перелом главного героя. И эта реалистичность фильма порой даже пугает — экзистенциальный кризис Трэвиса, его личный армагеддон заставляют зрителя чувствовать себя неуютно, оставляют его один на один с главным вопросом: за что держаться?
Автор: Денис Божинский