Найти тему
SONGS OF THE EVIL DWARF

HORACE SILVER QUINTET/SEXTET • The Jody Grind ℗ 1966

Хорас Сильвер (02.09.1928 - 16.06.2014), авторитетный американский джазовый пианист и композитор, новатор, один из первопроходцев стиля хард-боп, соединившего на базе джазового фундамента основные ингредиенты музыки соул, блюза и методистских духовных песнопений госпел. Участник легендарной группы «The Jazz Messengers» основанной афробарабанщиком Артом Блэйки (Art Blakey). Сильвер не был выдающимся клавишным виртуозом как Оскар Питерсон (Oscar Peterson), не ставил рекордов, ни в скорости, ни в технике исполнения, «выше, дальше, быстрее» - это не о нем, он предпочитал делать акцент на мелодичность импровизации, неожиданные темповые метаморфозы и фанковое звучание. Фанк, как стиль, впервые появился в центральной части североамериканского континента в середине 60-х и представлял собой утяжеленный, препарированный соул. Фанк - это гипертрофированная танцевальная музыка с истошным вокалом и гипнотической ритмической пульсацией, до предела насыщенная синкопированными партиями всех инструментов. Традиционно стартовой записью в стиле фанк считается прошибающая слушателей насквозь кумулятивная композиция «Papa’s Got a Brand New Bag», которую исполнил Джеймс Браун. Само же жаргонное словечко «фанк», долгое время считалось непристойным для употребления в приличном обществе, поскольку носило ярко выраженный эротический контекст, ибо так аборигены черных гетто обозначали специфический запах водного раствора солей и органических веществ, выделяемого потовыми железами человеческого тела во время сексуального возбуждения. В начале двадцатого столетия, обращаясь к присутствующей публике, джазмены провокационно взывали: «Get funky! Get funky!», призывая аудиторию отбросить предрассудки и плясать до седьмого пота. Тем не менее, честь внедрения в музыкальных обиход термина «фанк», согласно устоявшимся мифам и легендам мирового джазового сообщества, принадлежит именно Хорасу Сильверу, поскольку в 1952 году он записал инструментальную пьесу под названием «Funky Hotel». Нам же, поскольку у нас на руках нет весомых доказательств несостоятельности данной теории, остается лишь согласиться с подобного рода интерпретацией истории современной музыки.

Под стать и название альбома «The Jody Grind», отсылающее нас к джазовому и блюзовому эпосу первой половины двадцатого столетия, в котором существовал такой, мягко говоря, малосимпатичный персонаж как «Joe the Grinder», соблазняющий жен и возлюбленных, призванных в армию солдат и отбывающих наказание заключенных. Порой он известен как Джо Де Гриндер, Джо Д. Гриндер, а иногда и просто Джоди. Фамилия этого аморального типа происходит от английского глагола «to grind», что в обычной жизни переводится как «размалывать» или «шлифовать», соответственно «grinder» - шлифовальный станок или дробилка. А вот на старом негритянском сленге выражение «grinder» означает несколько иное… Впрочем, вы и сами уже догадались, что именно. Впервые песенное свидетельство о низменных поступках американского ловеласа Джоди Гриндера было зафиксировано на аналоговый аудио-носителе фольклористами (и супружеской четой по совместительству) Джоном и Руби Ломакс (John Avery & Ruby Terrill Lomax), во время организованной ими под эгидой Библиотеки Конгресса на деньги Американского совета научных обществ фольклорной экспедиции по южным штатам. Запись была произведена 20 мая 1939 года на ферме тюрьмы «Камминс» вблизи населенного пункта Варнер (округ Линкольн, штат Арканзас) при помощи 143-килограммового фонографа, установленного в багажнике автомобиля, на двенадцатидюймовый ацетатный диск со скоростью вращения 78 об/мин. Номер в каталоге архива американской песни Библиотеки Конгресса США - AFS 02670b02. Исполнитель - Ирвин Лаури (Irvin Lowry) по кличке «Gar Mouth». Помимо этого музыкального свидетельства необходимо также упомянуть, что ряд прямых и косвенных улик в этом запутанном деле о злодеяниях Джо Д. Гриндера можно обнаружить в показаниях Слима Харпо (песня «Jody Man»), Джонни Тэйлора (песня «Jody Got Your Girl And Gone») и Бобби Ньюсома (песня «Jody, Come Back And Get Your Shoes»).

Вот вроде бы и все. Или что-то забыл? Ах, да, о музыке еще не было сказано ни слова. Музыка на альбоме – великолепная. Изысканная и динамичная. Шедевр, да и только. И это не просто мое субъективное суждение - многие любители джаза в Североамериканских Соединенных Штатах оценивали художественные достоинства данной пластинки аналогичным образом и спешили в ближайшую музыкальную лавку, чтобы обменять давшиеся им нелегким трудом и начисто лишенные запаха прямоугольные зеленые бумажки с изображением мертвых президентов на черный кусочек полихлорвинила круглой формы, с дырочкой посредине, упакованный в цветной квадрат из картона. И как результат – альбом «The Jody Grind» Хораса Сильвера занял 8-е место в списке лучших джазовых альбомов журнала «Биллборд». И вот, теперь, уже действительно всё.

Tracks:
• 01. The Jody Grind 5:50
• 02. Mary Lou 7:09
• 03. Mexican Hip Dance 5:53
• 04. Blue Silver 5:59
• 05. Grease Piece 7:31
• 06. Dimples 7:17

All compositions by Horace Silver

Produced byAlfred Lion
Recorded at theVan Gelder Studio, Englewood Cliffs, New Jersey on November 2 (quintet: 01, 03, 06) and 23 (sextet: 02, 04–05), 1966.
Recorded By Rudy Van Gelder

Personnel:
• Woody Shaw – trumpet
• James Spaulding – alto sax on tracks (02, 04, 05), flute solo on (02)
• Tyrone Washington – tenor sax
• Horace Silver - piano
• Larry Ridley - bass
• Roger Humphries – drums