Найти тему

Электротеатр Станиславский. "Чайка". Новые формы.

- Ты кто? Ты режиссер? А это что? Это спектакль?
(Аркадина, цитата из первого действия)

Нина (Тригорину). Не правда ли, странная пьеса?
 Тригорин. Я ничего не понял. Впрочем, смотрел я с удовольствием. Вы так искренно играли.
(Чехов, "Чайка")

фото с сайта театра
фото с сайта театра

Вы когда-нибудь видели показ модной коллекции? Ну да, подиум, лица без выражений, чуть виляющая походка, каблуки, новые формы. Вот это все. Представили? Именно такой формат выбрал для  первого действия "Чайки" (да-да, той самой чеховской), показанной в "Электротеатре", режиссер  Юрий Муравицкий. Неожиданно? Пожалуй.

Первые минут 10 зритель завороженно наблюдает за проходами по подиуму актеров. Если идея была в том, что каждый демонстрирует себя, то, боюсь, она не очень удалась. Ну, Аркадина, Костя и Нина узнаются легко, а вот с остальными персонажами все не так очевидно. Сначала они двужутся по одному, затем по двое, и в какой-то момет  все одновременно оказываются на сцене и начинают говорить. Тоже одновременно. Расслышать ничего нельзя, кроме ясного намека на одиночество человека в обществе. Затем начинаются диалоги, слушая которые зритель задумывается, а что вообще ему показывают? Каждая фраза повторяется как минимум 4 раза (я считала) с усиливающимися интонациями, что позволяет постичь ее смысл даже человеку, не владеющему русским языком. Но вот со смыслом всего действия есть некоторые сложности.

- Успокойся, Костя.
- Я спокоен.
- Успокойся, Костя.
- Я спокоен!
- Успокойся, Костя!
- Я спокоен!!!

Бесконечный ряд повторений, возможно служит тому, чтобы в полной мере отразить современность мышления режиссера и провоцировать смотрящего также искать новые смыслы, аллюзии и символы. Однако, первая мысль, которая приходит в голову  неискушенному зрителю, силящемуся вникнуть в происходящее (поверьте, это не так уж и просто, хотя бы потому, что  в обычном смысле слова здесь ничего не происходит), это залезть в сеть и быстренько просмотреть краткое содержание пьесы.  Ну, чтобы хоть примерно понять, а кто все эти люди? Вот вам может и смешно, а  это сделали сразу три разных человека, сидящих передо мной. И увлеклись, кстати, текстом, отвлекшись от зрелища...

Но вернемся к спектаклю.  Все ходят в черном, бесконечные повторения диалогов звучат, словно тиканье часов, зритель перестает надеяться на то, чтобы уловить смысл, однако экспрессия  нарастает и достигает пика, когда на сцене (над зрителями, причем в широком смысле, включая всех оставшихся персонажей) появляется Нина. Помните:

Люди, львы, орлы и куропатки, рогатые олени, гуси, пауки, молчаливые рыбы, обитавшие в воде, морские звезды и те, которых нельзя было видеть глазом, - словом, все жизни, все жизни, все жизни, свершив печальный круг, угасли... Уже тысячи веков, как земля не носит на себе ни одного живого существа, и эта бедная луна напрасно зажигает свой фонарь. На лугу уже не просыпаются с криком журавли, и майских жуков не бывает слышно в липовых рощах. Холодно, холодно, холодно. Пусто, пусто, пусто. Страшно, страшно, страшно. Тела живых существ исчезли в прахе, и вечная материя обратила их в камни, в воду, в облака, а души их всех слились в одну. Общая мировая душа - это я... я...

Этот текст (который пьеса в пьесе, если кто забыл) исполняется в стиле, сочетающем в себе электронную музыку и рэп, а также цвет, что на общем серо-черном фоне, насыщенном обрывками диалогов, производит ошеломляющий эффект. И да - это самая завораживающая и впечатляющая часть действия. И не только потому, что песня очень красива, она  еще и звучит с высоты, оказывается надо всеми. Как объект искусства, место которого над серостью бытия?  Как тот единственный смысл, который важен?

Вероятно создатели  спектакля исходили из посылки, что декорации и реализм на сцене – это скучно и много раз уже было. И сделали следующий логический шаг - текст, в сущности, это тоже условность. "Каждый из героев носит свои реплики как платье" - написано в анонсе.  Мне оказалось сложно это принять. Предложенная условность навевает мысли скорее о маниакальной тяге режиссера к оригинальности. Впрочем, возможно, человек с более широкими взглядами, чем я, и обнаружит здесь массу  тонких режиссерских удач  и  эффектных приемов.

Новости и рецензии о культурной жизни Москвы читайте также на сайте проекта Москультура.