Наша жизнь состоит из множества фрагментов заметных и не очень. Бывает, что судьба посылает нам знаки после которых вновь хочется жить и сражаться. Но чаще такие знаки и символы люди создают сами.
15 апреля 1942 года в блокадном Ленинграде возобновили движение трамваев. Незаметный для нас, но важный для ленинградцев - город будет жить.
До войны трамвайные пути Ленинграда были самыми длинными в стране, они связывали весь город и даже пригороды. Летом 1941 года не смотря на военное положение и частые бомбардировки в трамвайных парках и на линиях работали около четырех с половиной тысяч человек. Многие жили прямо на работе, поэтому в депо устраивались детские сады. В депо устраивали даже бомбоубежища для трамваев, обложив бетонными плитами и мешками с песком большие ремонтные ангары.
Работать вагоновожатым и сотрудникам депо приходилось по 18 часов в сутки. Многие маршруты из-за бомбежек перешли на ночной режим движения — несмотря на комендантский час, надо было возить рабочих на Кировский завод и в ночную смену. Часто бывало, что, после того как человек приходил со смены, его просили снова выйти на работу — не было замены.
А тем временем к концу лета враг был на подступах Ленинграда, город жил войной но еще не видел немцев, была твердая уверенность, что вот-вот наши войска отбросят врага. У немцев же была уверенность, что в сентябре город будет захвачен.
Был теплый сентябрьский день когда, привычный звонок трамвая раздавался на улицах Стрельны, трамвай шел привычным маршрутом и ничего не подозревали. Не знали мирные жители и то что немцы уже прорвали советскую оборону тут и выходили напрямую к Петергофскому шоссе. Пассажиры еще никогда не видели немцев и трамвай замер перед немецкой пехотой.
Солдаты Вермахта бывшие на марше расценили попавшийся им навстречу трамвай как символ того, что они уже находятся в городе. В тот момент им казалось, что победа уже так близка. Раздались радостные крики, немцы начали праздновать прямо на путях. Перепуганные пассажиры вжались в кресла и только вагоновожатый сохранил трезвый ум. Он не был военным, но в этот момент он был солдатом на своем маленьком фронте.
Он повернул рычаг и трамвай начал движение подминая под рельсы захватчиков, не ожидающие такого поворота событий немцы сначала растерялись, но через пару секунд открыли огонь по вагону и буквально изрешетили его. Так ленинградские трамваи встретили врага.
Понимая, что немецкие танки могут пройти только по Петергофскому шоссе, трамваи набитые песком и камнями перегородили дорогу немецким машинам. Здесь же в сентябре немцы были остановлены и так и не смогли продвинутся дальше. А трамвайное движение замерло до весны следующего года.