Найти тему
ScandiNews

ВАСА – ШВЕДСКИЙ ТИТАНИК

В ВОСКРЕСЕНЬЕ 10 АВГУСТА 1628 ГОДА НА НАБЕРЕЖНОЙ В ЦЕНТРЕ СТОКГОЛЬМА БЫЛО МНОГОЛЮДНО.

ПРЯМО НАПРОТИВ КОРОЛЕВСКОГО ДВОРЦА ПРИШВАРТОВАЛСЯ ОГРОМНЫЙ ПАРУСНИК «ВАСА». ЖИТЕЛИ КОРОЛЕВСТВА ХОТЕЛИ УВИДЕТЬ, КАК НОВЫЙ ФЛАГМАН ШВЕДСКОГО ФЛОТА ОТПРАВИТСЯ В СВОЕ ПЕРВОЕ ПЛАВАНИЕ

Путь предстоял совсем недолгий. «Васа» отправлялась на базу Эльвснаббен к юго-западу от Стокгольма. По случаю праздника – первого выхода в море – членам экипажа разрешили взять на борт свои семьи.

Самый большой военный корабль на Балтике и один из самых больших в мире поднял паруса и дал холостой залп из бортовых орудий. Началось первое плавание «Васы». Ей предстояло стать грозой поляков – главных противников Швеции в борьбе за господство на Балтике.

В начале 1625 года шведский король Густав II Адольф Васа решил построить новый флагман королевского флота. Работы велись в Стокгольме, но руководил ими голландец – известный корабельный мастер того времени Хенрик Хюбертссон. Новый шведский флагман должен был стать самым крупным боевым кораблем на Балтике и одним из самых быстрых в мире.

Водоизмещение 1210 тонн, длина 69 метров, высота мачт 52 метра. Вдоль бортов расположились 64 бронзовых орудия. Полная площадь парусов 4 200 квадратных метров. Экипаж составлял 137 человек. Помимо них судно могло принять на борт до 300 человек морской пехоты.

Для постройки гиганта пришлось вырубить 16 гектаров отборного дубового леса. Четыреста человек трудились над кораблём в течении трёх лет. Король лично контролировал ход работ. Судно было украшено позолоченными скульптурами и резьбой. Назвали корабль по фамилии царствующей династии – «Васа». Королевский статус подчеркивал герб правящего монарха в центре кормы.

В день первого выхода «Васы» над Стокгольмом стояла ясная погода. Экипаж поставил паруса и вытравил якорь. Подгоняемая ветром «Васа» направилась к выходу в море. Однако сильные порывы ветра заставляли корабль всё сильнее крениться на подветренную сторону. После орудийного салюта крен стал особенно заметен. Внезапно «Васа» завалилась на бок и быстро затонула.

Стоявшие в гавани корабли и лодки поспешили к месту катастрофы. Часть находившихся на борту людей удалось спасти. В первый выход парусником управлял не полный экипаж, а лишь около 100 человек. Из них погибла примерно половина. Первое и последнее плавание «Васы» продлилось всего около получаса.

Разгневанный король повелел провести тщательное расследование, дабы отыскать и покарать виновников катастрофы. Гибель флагмана ставила под угрозу военные планы и престиж Швеции. Была учреждена специальная следственная комиссия. Её члены допросили капитана Сёфринга Ханссона и владельцев верфи.

Следствие осложнялось тем, что первоначальный руководитель работ, Хенрик Хюбертссон, умер годом ранее. Постройку корабля завершал Хайн Якобссон. Быстро выяснилось, что ошибки были допущены уже на стадии проектирования. Король Густав Адольф вмешивался в строительство с самого начала. Он настоял на увеличении количество пушек на борту. Чтобы уместить их все пришлось надстроить дополнительную орудийную палубу. Это привело к смещению центра тяжести вверх. Недостаточная ширина корпуса и нехватка балласта у днища делали «Васу» неустойчивой при боковом ветре.

Опытный корабел Якобссон понимал опасность такого шага. В тайне от короля он увеличил проектную ширину судна на два с половиной метра. Но это не спасло «Васу». Незадолго до плавания капитан Ханссон провел испытание на остойчивость («остойчивостью» называется способность судна противостоять действию внешних сил, стремящихся наклонить его в поперечном и продольном направлениях, и возвращаться в прямое положение после прекращения их действия). 30 матросов получили приказ бегать от одного борта к другому.

Корабль так сильно раскачался, что Ханссон прекратил проверку, опасаясь переворота. Но он не мог не подчиниться приказу Верховного главнокомандующего и 10 августа 1628 года поднял паруса, чтобы выйти в море. Вскоре после подъема якоря боковой ветер «положил» судно на борт. Вода хлынула внутрь через открытые орудийные порты. Крен быстро увеличивался и корабль перевернулся.

По результатам расследования никто не был наказан.

-2

Было доказано, что Якобссон выполнил работы в соответствии с проектом. Конструктивные изменения, ставшие роковыми, были внесены по личному настоянию короля. Густава-Адольфа вызвать на допрос комиссия не решилась.

-3

Как развивались действия дальше, и почему корабль стал самым посещаемым музеем Швеции: Читать на сайте

Можно еще посмотреть короткое видео о корабле-музее : Музей Васа в Стокгольме

Подписывайтесь, с нами интересно!