Проблема фиксации динамичных искусств, будь то традиционный театр или современный перфоманс, существовала всегда, и с изобретением фотографии стала более заметной.
Работа американского художника, поэта и архитектора Вито Аккончи (Vito Acconci) «Following piece» (название можно перевести двояко: “следующий эпизод” или “слежка”) - яркий пример в истории взаимоотношений перформанса и фотографии, предоставляя широкое поле для дискуссии о том, может ли фотография передавать длительный и динамичный процесс и если может, то какой из множества его этапов достоин запечатления.
Перфоманс «Слежка» – один из наиболее известных среди ранних работ Аккончи. В течение трёх недель, в октябре 1969 года, художник преследовал случайно выбранных им жителей Нью-Йорка. Единственным ограничением для автора было оставаться в пределах открытого пространства улицы, таким образом, заходя в помещение или садясь в такси, преследуемый переставал быть частью перфоманса, «выходил из игры».
Метафора уязвимости (и отсылка к незримому присутствию полицейского государства), оценочного взгляда окружающих или размышления о свободе действий художника вне музейного или галерейного контекста – все эти смыслы отчётливо улавливаются в этой художественной акции.
Не менее интересно другое – единственным вещественным доказательством происходящего тогда, в 1969 году, становятся фотографии, сделанные другом художника в некоторые из дней.
Черно-белые кадры в духе документального кино, размытые и шумные, словно снятые камерой, скрывающейся в сумке или кармане фотографа напоминают полицейскую хронику. Эти фотографии словно объявляют художника в розыск – на всех них разные прохожие и только один человек, кочующий со снимка на снимок, в сером плаще-пиджаке и с запоминающимися кудрявыми волосами. Возможно ли установить его личность или сам художник становится незнакомцем, выполняет чисто механическую функцию слежки? Кто он – следящий или преследуемый?
Если в перфомансе есть только два действующих лица – сам Аккончи и его «жертва» – то в фотографиях, документирующих этот процесс, камера становится полноправным членом творческого акта. Она захватывает гораздо больше, чем просто двух людей – от неё не скроется ни одна вывеска, ни один дорожный знак и ни один припаркованный на обочине автомобиль.
Фотография создаёт новый контекст для восприятия, представляя перформанс как свершившийся факт во всей полноте документации. И тем самым создаёт для нас, зрителей, не присутствовавшим непосредственно при действиях художника, пространство для воображения. В какой дом зайдёт незнакомец, в какую сторону он повернёт, в каком темпе он двигается, чувствует ли он на себе пристальный взгляд?
Но контекст не добавляет фотографиям лишнего шума, а, напротив, привносит конкретику. Кажется, что камера провела границу между шумным, общественным пространством улицы и обособленной, почти вакуумной зоной художественного жеста. И можно предположить, что именно камера, выхватив этот момент из повседневности, и сделала «Following piece» не чем иным, как piece of art.
Текст: Дарья Павленко
Если вам понравился материал, вы можете поставить "лайк", чтобы чаще видеть материалы Проекции у себя в ленте.
Подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Телеграм и становитесь читателем сайта Проекция.
Или задайте любой вопрос в наш Телеграм-чат для обратной связи.