В Московском государстве (напомню, что речь идет о XIV-XVI вв.) основной массой населения вообще и зависимого населения в частности были крестьяне.
Зависимость выражалась в экономическом принуждении крестьянина к труду на феодала (князя, боярина, дворянина, церкви), который захватил основное в те времена средство производство — землю.
Правовой статус крестьян
Крестьяне делились на две категории: черносошных (или чернотяглых) и владельческих. Отличия были не только в названии, но и в правовом статусе.
Чернотяглые крестьяне жили на землях, не отданных какому-либо феодалу. Эта категория земель принадлежала непосредственно князю. Иными словами, чернотяглые крестьяне жили во владениях великих и удельных князей.
Владельческие крестьяне жили на землях, принадлежащих помещикам и вотчинникам.
На протяжении всего XV века шел процесс прикрепления к земле чернотяглых крестьян и усиленное закрепощение владельческих.
Черносошные крестьяне прикреплялись к земле через заключение договоров между князьями о непринятии на свои земли чужих тяглых людей.
Закрепощение владельческих крестьян осуществлялось через прикрепление их к определенной вотчине или поместью, постепенное ограничение возможности выбора господина и перехода от одного хозяина к другому.
Особенно на окончательном закрепощении крестьян настаивали мелкие феодалы.
Крестьяне, имея возможность переходить от одного владельца к другому, старались найти место, где жить было бы полегче. Такими местами обычно оказывались крупные вотчины. Соответственно мелкие феодалы страдали от оттока крестьян со своих земель.
Организованное закрепощение началось с того, что князья особыми грамотами закрепляли за определенными владельцами определенные группы крестьян.
Одними из первых были прикреплены старожильцы — крестьяне, долгие годы жившие на земле одного феодала, платившие в его пользу стандартные феодальные повинности и тягло государству. Старожильцы пользовались уважением и почетом, осуществляли суд по мелким делам.
В спокойные и тихие времена уходить с насиженного место у них не было повода.
Противоположность старожильцам — новопорядчики (новоприходцы). Чаще всего это были крестьяне, бежавшие от других феодалов. Поскольку феодалы нуждались в притоке рабочей силы, таких крестьян они охотно принимали в свои вотчины и поместья.
Новопорядчики были освобождены от государственного тягла, а иногда даже от феодальных повинностей. Новоприходцы иногда получали от помещика подмогу или ссуду. Перейти к другому феодалу они могли только расплатившись с прежним. После многолетнего проживания на одном месте новопорядчик становился старожильцем.
Еще была группа крестьян, которых называли серебряниками. Это были люди, которые взяли у феодала ссуду деньгами — «серебром». Расплачиваться с такими долгами часто было трудно из-за высоких процентов. Поскольку серебряник до уплаты долга не мог уйти от хозяина, то выход к другому владельцу был практически невозможен. Если только новый владелец, переманивший крестьянина, не уплатит за него серебро и тем самым «откажет» у предыдущего господина.
Другой группой крестьян были половники. Это были бедняки, которые не имели своей земли и поэтому пахали на своих лошадях господскую землю, отдавая взамен половину урожая (отсюда и название).
Виды крестьянских повинностей
Можно выделить два традиционных вида повинностей — уплата оброка и отработка на барщине.
Оброк — это плата за пользование землей. Могла носить как денежный характер, так и натуральный. В разных землях оброк был разный. Он мог состоять либо из части урожая, либо из определенного количества продуктов с выти (тяглой единицы).
Барщина — это личная работа крестьянина в хозяйстве вотчинника или помещика. Она могла быть либо дополнением к оброку, либо его заменой. В основном барщина имела место на плодородных землях.
Митрополит Киприан в грамоте Константиновскому монастырю 1391 г. писал, что крестьяне, отбывая барщину:
«...церковь наряжали, двор тынили, хоромы ставили, пашню пахали на монастырь взгоном, убирали хлеб и сено, прудили пруды, сады оплетали, на невод ходили, хлебы пекли, пиво варили, лен пряли».
Судебник считал барщину явлением общим и вполне законным, обозначая ее термином «боярское дело».
Жизнь крестьян была тяжелой, но самое трудное их ждало впереди.
Понравилась статья?
- Тех, кто интересуется современным правом, я приглашаю в мою группу «ВКонтакте». Там мы ищем правовые смыслы современности.