Найти в Дзене
фотобратия

Арсен Савадов

Его называли фашистом, мясником, сатанистом, при этом зарубежные критики видят в его творчестве не иначе как гениальность и божью искру. Герои работ этого «уникального извращенца» — шахтеры, модели, геи, безумные и даже мертвецы. И если нравственно чистый обыватель лучше выколет себе глаза, нежели будет рассматривать трупы людей, находятся ценители, которые тайком покупают работы «злого гения». Да еще и за какие деньги?! В 2015 году его картину «No time to waste» продали за $19 тысяч на аукционе Sotheby’s. Арсен Савадов родился в 1962 году в Киеве в семье известного художника-графика, чьи работы висели в кабинете Брежнева. Мама с детства заставляла его рисовать, разглядев в сыне талант, унаследованный от отца. Всемирная известность к художнику пришла рано. Окончив в 1986 году Киевский государственный художественный институт, уже через год он прославился написанной совместно с Георгием Сенченко картиной «Печаль Клеопатры». Работу на парижской ярмарке FIAC приобрёл художник-неореалис
Оглавление

Его называли фашистом, мясником, сатанистом, при этом зарубежные критики видят в его творчестве не иначе как гениальность и божью искру. Герои работ этого «уникального извращенца» — шахтеры, модели, геи, безумные и даже мертвецы. И если нравственно чистый обыватель лучше выколет себе глаза, нежели будет рассматривать трупы людей, находятся ценители, которые тайком покупают работы «злого гения». Да еще и за какие деньги?! В 2015 году его картину «No time to waste» продали за $19 тысяч на аукционе Sotheby’s.

-2
-3
-4
-5
-6
-7
-8

-9
-10

Арсен Савадов родился в 1962 году в Киеве в семье известного художника-графика, чьи работы висели в кабинете Брежнева. Мама с детства заставляла его рисовать, разглядев в сыне талант, унаследованный от отца. Всемирная известность к художнику пришла рано. Окончив в 1986 году Киевский государственный художественный институт, уже через год он прославился написанной совместно с Георгием Сенченко картиной «Печаль Клеопатры». Работу на парижской ярмарке FIAC приобрёл художник-неореалист Пьер Арман. Фактически с этой картины, вызвавшей колоссальный интерес далеко за пределами СССР, начался период украинского транс-авангарда. В начале девяностых Савадов перешёл от мольберта к фотоаппарату. Наибольшую известность ему принесли провокационные проекты – «Донбасс-Шоколад» и «Книга мёртвых». В первом случае он нарядил донбасских шахтёров в балетные пачки, а во втором поместил в полу-домашние декорации тела людей после вскрытия.

Арсен Савадов дает своему зрителю вкусить запретный плод. Обнаженка, кровь, разгул сексуальности и местами жестокости — под горячей приправой низменных удовольствий скрывается глубокий философский смысл и высмеивание первичных желаний человека. Безусловно, с глубиной автора никто спорить не будет. Но давайте будем честны! Зрителю неподготовленному, без должного образования будет сложно увидеть в моделях на похоронах призыв борьбы с мещанством и ханжеством. Вместо этого, человек увидит в работах Савадова темы запретные и тайные, все то, о чем не принято говорить и даже думать. Зритель будет морщить лоб, ахать и кривиться, но при этом взгляд от шоковых сюжетов не отведет. И в этом «весь Савадов» — он один из первых на постсоветских просторах встряхнул умы обывателей, показал в большом формате то, о чем так мечтает наша темная сторона и что всячески запрещала «коммунистическая религия». Художник живёт и работает в Киеве, представлял Украину на 49-й Венецианской биеннале. Его картины приобретают музеи Парижа, Нью-Йорка, Москвы и частные коллекционеры. В подборке ниже работы мастера из проектов «Коллективное красное», «Ангелы», «Донбасс-Шоколад», «Книга мёртвых», «Мода на кладбище» и др.

«Мода на кладбище» (1997)

Очередной фотопроект Савадова, за который автора и всю съемочную группу хотели пустить по миру, прежде изгнав из них нечистого. Модели в вещах от кутюр позируют на фоне настоящих похорон. На каждой фотографии, словно на глянцевом развороте, подписи: «Блузка, Anne Klein, 150$», «Туфли, Karl Lagerfeld, 300$» и т. д.

Вновь Арсен Савадов совместил несовместимое: «Это же сильнейшая социальная драма! Горстке богатых нет дела до всех остальных. Все сделано в формате журнала мод. Но позади вместо нейтрального фона вроде цветущего сада — горе людей. Невыдуманное, настоящее!» Интересные факты. Смелых манекенщиц фотографировали телескопическими объективами из машин. Если бы люди, у которых случилось настоящее горе, заметили эти съемки, то не обошлось бы без крови. Рывшие могилы рабочие, заметили, что происходит что-то неладное — пришлось платить им 5 долларов за минуту съемки.

-11
-12

«Марксизм де Сад» (1998)

Название проекта уже само по себе объясняет сюжетную линию фотографий. Зачастую работы Арсена Савадова переполнены коммунистическими символами и отсылками к советским установкам. Герои «Марксизма» — наивные зайчики и грибочки, готовые подчиняться и делать с собой что угодно. Зайчики — наиболее популярные персонажи на детских утренниках, каждый уважающий себя советский гражданин прошел через этот «зоопарк».

-13
-14
-15
-16
-17
-18
-19
-20
-21
-22
-23

«Книга мертвых» (2001)

Вызывает шок и ужас. Первые несколько секунд зритель даже не может или не хочет понять, что перед ним фотографии НАСТОЯЩИХ мертвецов. Моральные принципы и установки не разрешают поверить в это. Трупы людей собраны в разнообразные композиции: мужчина читает малышу книгу, кто-то о чем-то думает или слушает, по-своему ведет беседу. Серия этих работ не выставлялась на Украине. Предназначена она для западного зрителя. «Все дело в том, что нынешнее американское общество уверено — смерти нет. Но ведь без смерти нет правильного представления о мире. А у американцев до последнего вздоха на лице держится «хэппи смайл». Для них смерть — это лишь случайная автокатастрофа. То есть нечто исключительное. Мир мертвых неизмеримо обширнее мира живых. А мы стараемся делать вид, что его нет.»

Интересные факты. О том, где был отснять проект, Савадов не рассказывает. И вообще пытается быть осторожным с комментариями. На таможне ему хотели инкриминировать пропаганду насилия и конфисковать работы. Во время выставки в Москве в зале находилась часть использованных во время съемки предметов, к примеру, кресло, в котором мертвый мужчина «читал» книгу. Посетители выставки, ни о чем не подозревая, садились в это кресло. Затем, увидев его на фотографии, быстро вставали с насиженной точки, как ошпаренные.

-24
-25
-26
-27
-28
-29
-30

«Коллективное красное» (1998-99)

Первая часть съемок проходила на залитой кровью животных бойне, где разодетым тореадорам подыгрывали работники мясного цеха. Во второй части проекта вспышкам фотокамер браво позировали ветераны со своими внуками. Нарядно одетые и в орденах, пожилые люди крепко держат багровые флаги с коммунистическими символами и портреты своих падших вождей. Интересно, догадывались ли все эти люди об истинной цели происходящего? Вряд ли.

«Я воспринимаю героев моих работ как часть Одиссеи, где все проекты объединены не абстрактным искусством, а идеей человечества. Это антропология. Мои герои переходят из проекта в проект, как в фильме Феллини «Сладкая жизнь», где главный герой, Марчелло Мастрояни, не может найти себя в этой жизни.»

-31
-32
-33
-34
-35

«Ангелы»

-36
-37
-38
-39
-40
-41
-42
-43
-44
-45
-46
-47
-48
-49