1967 год, о котором написано в статье из серии про хит-парады, был ознаменован проведением первого крупного фестиваля популярной музыки в пригороде Сан-Франциско под названием Монтерей. Потом уже последовали другие, более массовые фестивали - в Альтамонте и Вудстоке, но на фестивале в Монтерее дебютировали и выступали исполнители, которые потом стали великими. В отличие от следующих фестивалей, на которых были либо звёзды, либо невыстрелившие потом новички.
"Лето Любви" было в разгаре и город заполонили толпы хиппи, практиковавших жизнь в комуннах, свободную любовь, употребление веществ, расширяющих сознание и безразличие к официальной эстраде и к текущей политике. Музыка тоже сделала радикальные поворот и от рок-н-ролльных шлягеров типа "куплет-припев" перешла к более сложным формам. Гармоники тоже усложнились и частично отошли от блюза и буги-вуги.
Моё отношение к нравам хиппи (но не к музыке) проиллюстрировано в конце статьи в виде цитаты из Филиппа Дика, с которой я полностью согласен
А в статье я просто приведу некоторые фрагменты наиболее интересных выступлений с минимальным комментарием. За три года до этого такая музыка ещё не существовала, хотя и не сказать, что музыка сверхсложная. Сверхсложная будет позже, Pink Floyd и King Crimson только появились в этом году, на волне, так сказать, хард-рок появится через два года. Однако эстрадный рок-н-ролл был убедительно закрыт на этом фестивале, популярная музыка перешла в другое качество
Jefferson Airplane - Somebody To Love
Дебютант Джимми Хендрикс в составе трио "The Jimmy Hednrix Experience" исполняет Hey, Joe, блюз, изменивший подход к блюзовой музыке в составе рок-команд
Дженис Джоплин, исполнительница блюзов в агрессивной манере. Многим нравится её вокал, мне не очень. Небольшой диапазон и много визга. Хотя ранний уход её мифологизировал.
Относительно молодые ещё The Who. Их звёздный час будет позже - на Вудстоке, и ещё позже на альбоме Who's Next в 1971 году. Заметной визиткой их манеры игры является рассинхронизация ритм-секции (бас+ударник) от солирующих вокала и гитары. Такое впечатление, что пара Кейт Мун-Энтуистл играют сами по себе, тем не менее укладываясь в ритмическую канву. Для этого надо очень хорошо владеть инструментом и быть глубоко в теме. Здесь это не очень заметно, только во время проигрыша, но потом это стало из приметной фишкой
Такж на фестивале были замечены Эрик Бёрдон и The Animals, которые в общем-то до этого играли британский почти попс, а тут вдруг перекрасились и даже сыграли вместе с Рави Шанкаром.
Дебютировал там и акустический дуэт Саймон и Гарфанкль (Simon & Garfunkle) со своей знаменитой Sound of Silence, выступали почему-то под одну гитару, хотя обычно играли дуэтом
Была звезда соула Отис Реддинг, погибший вскорости в авиакатастрофе. Для фестиваля он исполнил уже знаменитую к тому времени Satisfaction Роллинг Стоунз
Но мне больше всего понравились The Mamas and Papas. Пусть они донельзя попсовые исполнители и к року имеют отношение совершенно опосредованное. Но в Монтерее атмосферу ребята уловили полностью, выглядели очень аутентично и среди прочего исполнили хит California Dreamin', который теперь довольно популярен
Многие из участников фестиваля и "Лета Любви" не пережили этой самой любви, как они её понимали. Скоро умерли Дженис Джоплин и Джимми Хендрикс, умерла Мама Каас из Mamas and Papas, разбился Отис Реддинг, скончался ударник The Who Кейт Мун. Все, кроме разбившегося в авиакатастрофе Реддинга стали жертвами наркотиков. Оборотная сторона медали оказалась очень неприглядной, лучше бы такую медаль вообще не носить.
Процитирую известного американского писателя Филиппа Дика, который сам был из "детей цветов" и посвятил этому времени отличную книгу "Помутнение", это послесловие к роману:
"Они всего лишь хотели повеселиться, словно дети, играющие на проезжей части. Одного за другим их дивило, калечило, убивало — на глазах у всех, — но они продолжили играть. Мы были очень счастливы — не работая, и просто валяя дурака, — но такое короткое время, такое кошмарно короткое время! А расплата оказалась невероятно жестокой; даже когда мы видели ее, то не могли поверить. Какое-то время я сам был одним из этих детей, веселящихся ни улице, подобно им, я пытался играть вместо того, чтобы расти, — и был наказан.
Злоупотребление наркотиками — не болезнь. Это решение, сходное с решением броситься под машину. Скорее даже это — ошибка в суждении. Если заблуждаются многие, это уже социальная ошибки, ошибки в образе жизни. Девиз этого образа жизни: "Лови момент! Будь счастлив сейчас, потому что завтра ты умрешь". Но умирание начинается немедленно, а счастье лишь остается в памяти. Этот образ жизни не отличается в корне от вашего. Просто счет в нем идет не на десятилетия, и на недели или месяцы. "Бери деньги, а долг пусть растет", — говорил Вийон в 1460 году. Но так нельзя, если денег — грош, а расплачиваться всю жизнь.
Роман лишен назидания. Он не поучает, не говорит наставительно, что им следовало работать, а не играть; он всего лишь описывает последствия. В греческой драме открыли причинно-следственную связь. Немезида в этой книге — не судьба, потому что любой из нас мог принять решение уйти с проезжей части. Из глубины души я рассказываю о чудовищной Немезиде для тех, кто продолжал играть. Сим я — не персонаж; я — роман. Как, впрочем, к все наше общество. Речь идет о гораздо большем числе людей, чем я знал лично. О некоторых мы читали в газетах. Все это — баклушничанье, шалопайство, болтовня с закадычными дружками под любимые записи, все это — ужасное решение шестидесятых. И нас постигла кара.
Кара, как я уже говорил, невероятно жестокая, и я предпочитаю думать о ней с безучастностью греческой драмы, по-научному, как о предопределенном следствии, неумолимо вызванном причиной.