Найти тему

Обязательно ли креститься, человеку, который уверовал во Христа?

#ЭкспрессЭкзегеза

«Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех, слушавших слово. И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святого Духа излился и на язычников; ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога. Тогда Петр сказал: кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святого Духа? И велел им креститься во имя Иисуса Христа. Потом они просили его пробыть у них несколько дней.» (Деяния 10:44–48)

Некоторые спрашивают: если человек возрождается в крещении, то почему же тут на Корнилия сошёл Дух Святой ещё до крещения?

Во-первых, тут, конечно, не утверждается, что крещение водой не нужно. Ибо Пётр тут же велел крестить обращённых из язычников водою, чтобы не допустить нарушения заповеди Господней. Чтобы омыта была не только душа, но и тело по слову Писания: «да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести, и омыв тело водою чистою…». (К Евреям 10:22)

Во-вторых, тут налицо явное вмешательство Духа Святого. Корректирующее вмешательство. Как в 8 главе Деяний Дух Святой также скорректировал благовестие Филиппа, чтобы и Филипп, и Самаряне, и все читатели Деяний уяснили, что не стоит пренебрегать апостольским преемством при благовестии, возложение рук апостольских (в наши дни это миропомазание, конфирмация) – это очень важно! Так и в 10 главе Деяний Дух Святой всё время подгоняет Петра, медлившего поверить, что и язычники могут быть приняты Богом в Тело Христово. Сначала Петру был преподан гастрономический урок. Дух Святой отменил постановления о кошерной и некошерной пище. С тяжёлым сердцем согласился Пётр не почитать Корнелиям и его дом нечистыми. Проповедовали им Евангелие. И чисто по-человеческому нашему обыкновению затянули бы процедуру подготовки к крещению. Сначала бы потребовали обрезания, потом соблюдения всего сложного ритуала присоединения язычника к израильскому обществу, потом только лишь как-нибудь бы крестили Корнилия.

И чтобы растормошить Петра и его спутников Дух Святой сходит на Корнилия прямо во время проповеди. Думаю, что тут началась суматоха! Ведь по Слову Божьему это должно происходить во время крещения! Ибо ясные учительные тексты гласят:

«Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею (т.е. омовением) возрождения (здесь крещение названо «омовением возрождения») и обновления Святым Духом,» (К Титу 3:5)
«все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.» (К Галатам 3:27)
«Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.» (К Римлянам 6:4)

Итак, в доме Корнилия началась суматоха. Дух Святой сошёл, а они не крещены водою! Что же делать? Значит побоку все иудейские обряды!!! Побоку тех, кто хотел бы запретить обращённым язычникам креститься до их «обиудеивания»!!! Скорее в воду, пока ещё действие Духа не прекратилось!!!

Так что тут нет противоречия с ясным учением Писания о том, что Дух Святой совершает Своё возрождающее действие в водах крещения. Напротив именно поспешность Петра, велевшего им тотчас же креститься ИМЕННО ХРИСТИАНСКИМ крещением – во имя Христа (а не иудейской миквой), подтверждает необходимость крещения!

Разумеется, из всякого правила есть исключения. Разбойник благоразумный на кресте не был крещён водой, но попал в рай, ибо исповедал свои грехи и полное послушание Христу и, если бы чудесным образом был избавлен от казни, то крестился бы немедленно. Так и ранняя Церковь считала крещёнными мучеников, которые исповедали веру во Христа и тут же, не успев, креститься были убиты. Это называлось «крещение намерением» или «крещение собственной мученической кровью». Но если вдруг обращённый во время языческих пыток избегал смерти, то его крестили водой, несмотря на «кровавое крещение».

Так-то…