После провала плана "Барбаросса", немецкое командование решило разработать новый план по уничтожению оборонной промышленности на Урале. Проект получил гордое название "Ульм".
Немецкое командование решило разработать план диверсий по подрыву заводов, складов боеприпасов, магистралей, линий электропередач. В связи с тем, что объекты тщательно охранялись, предполагалось забрасывать диверсантов небольшими группами с воздуха. Они должны были держать связь друг с другом и центром управления по рации, а в определенное время собираться возле назначенного к уничтожению объекта и подрывать его. Таким образом немецкое командование планировало выводить из строя и уничтожать целые заводы, фабрики, склады и так далее.
В 1943 году началась подготовка диверсантов в Польше. "Ядро" этой группы составляли около двадцати человек из бывших белогвардейцев, и их потомков. Остальные люди набирались из военнопленных. Опасность заключалась в том, что отбирали диверсантов из бывших военнопленных по признаку проживания в областях. Прошедшие отбор родились и проживали на Урале до войны. Около 30 диверсантов было сброшено в окрестности г.Псков, чтобы завершить свою подготовку. Там их учили специфике подрывов различных объектов - от железнодорожных мостов до доменных печей. Уровень подготовки был такой, что даже карты для изучения Урала у них были цветные.
Первая группа диверсантов, ее назвали северная, должна была приземлиться недалеко от г. Кизел. Ею руководил И.Н.Тарасов, белоэмигрант. Здесь группа намеревалась выйти на ж/д магистраль, проходящую через города Пермь, Нижний Тагил, Свердловск (ныне Екатеринбург). И в этом районе, среди лесов, проводить диверсии.
На тот момент разведка доложила, что немецкое командование готовит группу "Ульм", что ее состав - это электрики, монтажники, подрывники. Они снабжены ядом, у них имеется отравленный коньяк, лампы, батареи.
Вторая группа, южная, должна была вылететь после первой через несколько суток. Они тщательно готовились к отлету, но в последний момент пришло распоряжение, в котором говорилось, что операция закончена и фюрер распорядился выдать группе отпуск. Таким образом немецкое командование решило скрыть информацию и не "позориться".
Группа северная просто пропала, и даже радисты не выходили на связь.
Так и осталось тайной, почему пилот "катапультировал" группу не долетев "каких-то" триста километров до намеченной цели. Эксперты говорят, что он то ли испугался, то ли заблудился, то ли просчитался, а может и топливо заканчивалось. Людей и груз от сильного ветра раскидало на многие километры по тайге. Радист при приземлении повис на ветках деревьев, в темноте запутался в стропах парашюта и затянул себе на горле петлю.
Тарасов, командир диверсантов, очень жестко приземлился, сломал позвоночник и ноги. Двигаться совершенно не мог, стал пить спирт, и ждать помощь. Но никто не приходил. Тогда он решил отравить себя ядом. Но яд плюс спирт плюс эмоциональное напряжение, дали совершенно иной эффект. У Тарасова началась диарея. В результате, его организм был полностью обезвожен. От отчаяния Тарасов застрелился, написав записку о том, как он ненавидит коммунистов и просит никого не винить в его смерти.
Еще один диверсант, который прыгал с рацией, также сильно ударился об землю, начал замерзать, и застрелился. Следующий человек, второй радист, благополучно приземлился, несколько раз пытался выйти с центром на связь. Но немецкая рация не устояла перед уральскими морозами. Намучившись с рацией, он обморозил конечности, подхватил гангрену. Потом его застрелили свои, когда нашли и поняли, что двигаться он не может. Так оборвалась жизнь еще одного диверсанта.
Те, кто остался в живых, несколько суток искали друг друга в тайге без рации и связи. Затем, от голода и безысходности стали есть трупы своих же людей, найденных в тайге. Эти факты впоследствии СМЕРШ запротоколировал при ведении дела. В результате из всех сброшенных в тайгу людей осталось три человека, которые к началу лета сильно одичали и были напуганы. В конце концов сдались властям.
Когда проводилось следствие они показали останки своих друзей, выдали все оружейные схроны, указали, где лежало снаряжение и рация. Увидев запасы, эксперты сделали выводы, что готовились к уничтожению очень крупные объекты.
Так бесславно закончилась операция "Ульм", даже и не начавшись. И не спасли диверсантов ни маски, предохраняющие от мороза, ни перчатки, ни спирт.