«Роковое искушение» (Beguiled, 2017) Софии Копполы я запланировала к просмотру еще весной 2017, когда увидела первые трейлеры. Звездный состав (в главных ролях: Николь Кидман, Колин Фарелл, Кирстен Данст и подающая надежды Эль Фаннинг), хороший режиссер и интригующий сюжет – все это рождало надежды на то, что фильм не оставит равнодушной. Ожидания оправдались, однако изящная камерная драма не стала для меня открытием. Хотя, пожалуй, сложно сказать что-то новое о вечной игре, где участвуют Мужчина и Женщина.
События картины переносят зрителя в 1864 год. Идет война Севера и Юга. Пока тысячи мужчин гибнут на полях сражений, женщины сохраняют остатки мира. В небольшом загородном доме в южной части страны расположился пансион благородных девиц. В нем осталось всего 7 человек – хозяйка (Николь Кидман), учительница (Кирстен Данст) и несколько воспитанниц-подростков. Они цепляются за ритуалы – их единственную соломинку в рушащемся порядке. Именно в этот центр мнимого покоя и попадает раненый солдат-янки. Обитательницы делают мучительный выбор между логичным решением выдать врага и состраданием, к которому примешивается изрядная доля женского любопытства. В итоге человеческое побеждает. Симпатичный и беспомощный солдат остается в обители кринолинов и кружев. Его появление будит в сердцах не только милосердие, но и другие естественные чувства. С особым удовольствием я смотрела на то, как тонко показано разнообразие проявлений женского флирта. Вот подростки угловато демонстрируют свой интерес, вот юные девушки впервые пробуют свои чары, а вот и картины сложнее - учительница в стремлении к переменам и хозяйка – женщина, похоронившая свою слабость и чувства вместе с мужем (или любимым?). Удивительно, но в желании выжить герой Колина Фарелла дает каждой надежду. Мы видим, как расцветают румянцем щеки, в сундуках находятся самые лучшие платья и украшения, каждая из дам стремится произвести впечатление на Мужчину. Главная битва, конечно, происходит между хозяйкой и учительницей. Каким-то образом солдат находит те самые слова, которые бьют прямо в сердце, после них хочется сразу на край света за любимым.
Природа побеждает условности, политику и разум у всех игроков. Здесь остановлюсь, чтобы интрига не исчезала. Добавлю лишь, что выбор объектов страсти логике не подвластен. Поэтому не удивляйтесь. Мечты рушатся в один момент. На их обломках прорастает ненависть, страх, месть. Дом превращается в поле битвы, место сведения счетов. «Роковое искушение» не похож на модные сегодня сюжеты о сильных и самостоятельных женщинах. Хотя именно в подобных обстоятельствах (войны, революции) и зарождались героини новой эпохи. Коппола не рассуждает о равенстве полов, скорее, она натуралистично показывает два разных мира – мужской и женский.
Фильм, наполненный превосходными пейзажами, словно сошедшими с картин художников XIX века – это, на мой взгляд, произведение о природе. О природе Женщины и Мужчины.
Фотографии из свободных источников.
09.08.2017