Город Анапа расположен на месте древнего города Горгиппия Боспорского царства. В III веке нашей эры Горгиппия была сожжена в результате набега воинственных соседей. Однако до нас дошли фрагменты горгиппских храмов, надгробий и саркофагов. Самым ценным экспонатом археологического музея-заповедника города Анапы является так называемый "склеп Геракла", обнаруженный в 1975 году во время строительных работ.
В журнале "Наука и жизнь" (№1, 1976) практически сразу после находки была опубликована статья Е. Алексеевой "Сокровища анапской земли" с фотографиями античных фресок погребальной камеры, изображающих сюжеты из легендарных подвигов Геракла, одного из участников похода аргонавтов за Золотым руном. На фресках Геракл борется со львом, змееголовым чудовищем (лернейской Гидрой), ловит керинейскую лань, стреляет из лука в стимфалийских птиц, ведет коров Гериона, укрощает критского быка, борется с амазонками и совершает другие подвиги.
Но, пожалуй, самая загадочная роспись изображала трех мужчин и двух женщин, совершающих вместе трапезу. Вероятнее всего на данной фреске были изображены сыновья Геракла — семья, которая появились во время его походов по Северному Причерноморью. Возникает вопрос: почему на стенах в гробнице знатных горожан Горгиппии изображены подвиги Геракла и некая "семья" мифического персонажа? Ответ напрашивается сам собой — потому что этот знатный горгиппский род вел свое происхождение от Геракла.
Действительно, в древности существовала устойчивая традиция связывать родословную царей с тем или иным легендарным героем. Например, македонский царь Филипп II, отец Александра Македонского, тоже вел свой род от Геракла, хотя подтвердить это какими-то историческими сведениями невозможно. Однако в случае с горгиппским знатным родом ситуация несколько иная. Через древнюю Горгиппию, в самом деле, проходили торговые пути, которыми пользовались мореплаватели со времен Трои. Так что в этих землях у мифического героя Геракла мог оказаться вполне реальный, исторический прототип.
Античный историк Страбон называет город Горгиппию столицей синдов — загадочного древнего племени, жившего в Северном Причерноморье задолго до появления первых кораблей с греческими колонистами. Таким образом, на месте нынешней Анапы исторический царь Геракл, один из участников военного похода, мог заключить династический брак и породниться с местной династией синдских царей. Неслучайно самые точные подробности о подвигах Геракла отец истории Геродот (480 — ок. 425 года до н. э.) собрал именно в Синдике, которая к тому времени была присоединена к Боспорскому царству.
По этим легендам коней Геракла, прибывшего в незнакомую ему снежную страну, похитила, а затем вернула женщина-змея, от которой у героя родилось три сына. Вероятно, именно они изображены на фреске, о которой упоминалось выше. Младшего сына Геракла звали Скиф, именно он сумел натянуть лук Геракла и стал родоначальником "скифских царей", как об этом сообщает Геродот. Безусловно, этот родословный миф имеет очень глубокие исторические корни! Он не был придуман во времена Геродота и Горгиппа, от имени которого стали называть город после присоединения к Боспорскому царству. Получается, что эта легенда относится еще к синдскому периоду (порядка II — I тыс. до н.э.).
К сожалению, о самих синдах нам мало что известно. Советский лингвист Олег Николаевич Трубачев на основании топонимов, нескольких синдских слов и царских имен высказал предположение, что синды являлись очень древним индоевропейским племенем (О.Н. Трубачев. Indoarica в Северном Причерноморье. М.,1999).
О. Трубачев попытался даже отождествить причерноморских синдов с "индо-ариями", которые вторглись в долину реки Инда (Синда) около II тыс. до н.э. Однако, судя по малочисленности синдов, скорее всего, имел место как раз обратный процесс — небольшая группа индоевропейских племен постепенно мигрировала из долины Инда и обосновалась в Северном Причерноморье. Тем более, как нам известно по древнеиндийскому эпосу "Махабхарата", подобный прецедент имел место. После кровопролитной битвы на Курукшетре братья Пандавы тоже покинули Индию, уйдя на север в направлении Гималаев. Таким же племенем, решившим найти себе новую родину, могли оказаться и древние синды.
Еще один важный момент, свидетельствующий в пользу тесной связи синдов с "индо-ариями", является само имя царя "Скиф", от которого греки позднее стали называть вообще все народы Северного Причерноморья и южно-русских степей. Дело в том, что в греческом языке отсутствует звук "ш". Поэтому индоевропейское слово "шакья" — в переводе с санскрита "кочевник" — или имя царя "шакьев" (то есть царя кочевников) греческие авторы неизбежно должны были исказить так, чтобы из него получилось привычное для нас слово "скиф".
Насколько состоятельна такая интерпретация — покажут будущие исследования. В настоящий момент большинство историков склоняются к тому, что скифы были "ираноязычными" племенами. И это может оказаться недалеко от истины с той поправкой, что "скифами" себя называли только представители высшей касты царей, а в основе скифских воинов преобладал все-таки южно-русский или "казачий" субстрат, что легко обнаружить по изображениям из скифских курганов.
В заключение стоит добавить, что мы можем с абсолютно полной уверенностью говорить о существовании в древности индоевропейских кочевых династий "Шакьев". Об этом свидетельствует имя другой легендарной личности — Шакьямуни Сиддхартхи Готамы Будды — основателя буддизма, то есть дословно индийского "Царевича из рода Шакьев". Возможно, мы только сейчас начинаем восстанавливать важные исторические связи, без которых нельзя получить целостное представление о древнейшей истории евразийских племен и влиянии культуры кочевых народов Евразии на становление древнерусского этноса.