Вы задумывались о том, какие требования мы предъявляем к детской сказке? В ней должны быть положительные и отрицательные герои, назидательный смысл, простой и понятный язык, желательно отсутствие жестоких и страшных сцен. Так ведь? В целом так. Но бывают исключения, причем такие, которые опровергают правило. Я имею в виду сказки Пушкина. Они совершенно не подходят к нашим требованиям. Но мы все равно их обожаем с детства. А если кому-то не посчастливилось в детстве, не дошел, не прочел – тем людям можно только позавидовать. Они вырастут и однажды откроют книгу с пушкинскими сказками, словно глубокий, чистый колодец со звездами на дне. Человек, говорящий по-русски, рано или поздно будет заворожен сладчайшими строками великого поэта.
В его сказках не всегда есть положительный герой. В них множество жестоких и страшных сцен, а в некоторых назидательный смысл вообще отсутствует или очень затемнен. Чего стоит одна «Сказка о золотом петушке». Исследователи двести лет ломают копья над интерпретациями этой сказки. Чего только о ней не писали! Что на самом деле в ней заложена масонская символика, что поэт позаимствовал героев из сказки «Бовы-королевича», что перенес на русскую почву арабскую легенду, записанную Вашингтоном Ирвингом (Анна Ахматова первая заметила сюжетные сходства), что в основе сюжета –история личных взаимоотношений Пушкина, Натальи Гончаровой и Николая I. Интереснейшее исследование В. Непомнящего – о символизме чисел в сказке. Но я ничего этого не буду касаться, потому что это взрослые вопросы. А нас интересуют дети и то, как они будут понимать эту сказку. И как вообще ее детям подавать.
В. Назарук «Сказка о золотом петушке»
«Сказка о золотом петушке» – самая последняя из цикла сказок, написанная в 1834 году, вовсе не для детей, а для взрослых. Впрочем, Пушкин вообще и не думал писать детские сказки, потому что в его времена не было как такового читательского адреса «дети». Даже читать учились по взрослой Псалтири.
Принято считать, что главный назидательный смысл этой сказки – в том, что нельзя нарушать данное слово. Ребенку можно и нужно так говорить, хотя это слишком узко.
В «Золотом петушке» нет положительного героя. Вот смотрите.
В народных сказках обычно действуют царские сыновья. Что мы видим в «Золотом петушке»? У сыновей Додона вообще нет имен, их присутствие в сказке сводится к гибели, таинственной, необъяснимой. «Ходят кони их средь луга по притоптанной траве, по кровавой мураве». Волосы дыбом поднимаются от этой картины. Они жертвы, на которых пресекается род царя Додона. Вот это интересный вопрос: почему царский род стерт с лица земли? Конечно, это совсем не детский вопрос. Однако чрезвычайно интересный.
Вы замечали, что в сказках старики – это всегда носители мудрости, помощники главных героев. Их личная история, как правило, остается в прошлом, за границей повествования. Но действие «Золотого петушка» начинается с того момента, когда царь Додон состарился. Пушкин всегда тщательно выбирал имена для своих персонажей. И что мы видим тут? Додон, по словарю О. И. Даля, «неуклюжий, нескладный и несуразный человек». Ничего себе герой! Получается, что Пушкин в этой сказке над царем смеется. И есть за что: Додон состарился, но ума не набрался. В молодости он был воинственным, жестоким правителем, и в старости он хочет только одного: чтобы все оставалось так, как было когда-то. Он пытается сопротивляться времени и естественному ходу вещей. Ничему не научился за свою жизнь, не подобрел, не поумнел. Когда он был молод – «наносил обиды смело», а теперь соседи «стали его беспокоить». Это справедливо и естественно. Но Додон ищет каких-нибудь магических способов исправить положение и обмануть мироздание. Для этого он и посылает за звездочетом.
Звездочет – тоже старик, явно колдун, обладающий уникальным волшебным артефактом. Он преследует собственные интересы, когда дарит царю петушка. Очевидно, за такой замечательный подарок он должен потребовать запредельной платы. Так всегда бывает в сказках. Однако в конце концов царь убивает звездочета. Почему так случилось? Все дело в том, какого подарка требует этот старый дурень звездочет, который по идее должен был провести свой век «в мольбах и гаданьях». Ему нужна юная, прекрасная Шамаханская царица. И в этом смысле, он ничуть не лучше Додона.
Вот кто в сказке однозначно отрицательный персонаж, так это она. Шамаханская царица. Посмотрите, как ее нарисовал Иван Билибин. Во лбу у нее звезда, на жезле – полумесяц, в руке фиолетовый цветок. Жалко, что я совсем не разбираюсь в ботанике. Но цветок, очевидно, символ смерти. Полумесяц на жезле – это древний символ богини Исиды, кровавой богини любви и войны.
Шамаханская царица очень напоминает суккуба из арабской демонологии, духа, призванного соблазнять и губить смертных. Со своей задачей она справляется безупречно. Она губит всех, кто с ней соприкасается. А в конце, когда золотой петушок клюет в голову Додона, она с хохотом исчезает. Чем не демон? Будь она человеком, она бы никуда не исчезла и заявила бы о своем праве на престол. Но суккубам ни к чему царствовать на троне, у них другие задачи.
Золотой петушок – это очень странный волшебный артефакт. Он разговаривает, то есть обладает какой-то своей живой природой. Сначала он исправно работает, показывает, откуда ждать опасности царю. А потом, выходит, ломается? Петушок – не человек. Он не видит разницы между военной угрозой и мистической опасностью. И тем самым он не избавляет царя от напасти, а наоборот, наводит ее на царя. Петух – символ бесстрастного времени, символ возмездия. Додон сам назначил цену за услугу Звездочета, и, следовательно, должен был ее заплатить. Когда царь совершает вероломство, Петушок вершит высшую справедливость. Он не только убивает царя, он возвращает на свои места сам ход нарушенного мироздания, нарушенного хода вещей.
«Сказка о золотом петушке» – самая страшная из всех сказок Пушкина. В ней гибнут все герои, кроме золотого петушка. Но это не значит, что добро в ней не торжествует. Только добро какое-то нечеловеческое. Додон наказан не только за то, что нарушил слово. Он наказан за то, что пытался обмануть само время. Сначала это ему удалось, но цена этого обмана оказалась слишком высока. Глупый, глупый старый Додон. Пал дом его, и падение это было великое. Звон шел по всей столице, и народ содрогнулся от ужаса.
Все-таки думаю, не зря, ох не зря Анна Ахматова считала эту сказку предупреждением царю-сластолюбцу Николаю I, который заглядывался на чужих жен. Ох, не зря…