Найти в Дзене
Идеи для путешествий

Авиакомпания, которая изобрела бизнес-класс

Фото: british-caledonian.com
Фото: british-caledonian.com

Авиационному бизнес-классу исполнилось 40 лет. Впервые он появился в самолете Boeing-707 ныне не существующей британской авиакомпании British Caledonian в 1978 году.

В апреле, перед началом нового туристического сезона, перевозчик выпустил рекламную брошюру, в которой представил новый продукт - Executive Cabin.

Фото: british-caledonian.com
Фото: british-caledonian.com

Пассажиры, купившие билет этого класса, получали возможность регистрироваться без очереди на отдельных стойках, больше места для ног, а также больший выбор блюд и напитков по сравнению с классом Thrift (так у перевозчика назывался эконом).

Фото: british-caledonian.com
Фото: british-caledonian.com

Причем, изначально сидений нового класса в салоне было больше, чем кресел эконома. Например, в том первом Boeing-707 было 24 места в первом классе, 48 кресел класса Thrift, и 54 кресла Executive Cabin.

Через некоторое время аналогичное предложение появилось у Air France, а по другую сторону Атлантики новую британскую концепцию скопировала Pan Am.

Сейчас подобное предложение есть практически у всех, хоть и под разными названиями, но с общим смыслом - бизнес-класс. Хотя, те услуги, которые изначально предлагала British Caledonian, в наше время больше подошли бы классу "премиальным эконом",а не "бизнесу", с его огромными экранами и креслами, раскладывающимися в кровать. Но в 78-м о таких фишках не мечтали даже пассажиры первого класса.

Авиакомпания British Caledonian появилась, что называется, по разнарядке. В 1969 году в британском парламенте был заслушан так называемый «доклад Эдвардса», посвященный будущему авиации Великобритании. В нем говорилось, что для развития конкуренции в Соединенном Королевстве нужно создать частную авиакомпанию в противовес двум «монстрам», контролируемым правительством - British Overseas Airways (BOAC) и British European Airways (BEA). Эти два перевозчика на тот момент занимали примерно 90% авиаперевозок Великобритании.

Фото: british-caledonian.com
Фото: british-caledonian.com

Создавалась новая частная авиакомпания не с нуля. В Британии тогда действовала авиакомпания с одним самолетом, которая называлась British Caledonian Airways. Ее в 1961 году основал сын железнодорожника Адам Томпсон, а единственный лайнер - DC-7C – был арендован у бельгийской авиакомпании Sabena (позже станет Brussels Airlines).

В 70 году British Caledonian Airways купила другую мелкую британскую авиакомпанию British United Airways. Новый перевозчик стал работать под общим брендом British Caledonian, и, видимо, не без помощи правительства, его дела пошли так хорошо, что он реально бросил вызов «большим мальчикам».

В первый год работы British Caledonian перевезла более 2,6 млн пассажиров, успешно конкурируя с BOAC и BEA на многих маршрутах. Залогом успеха нового перевозчика стали рейсы в Африку, особенно в богатые нефтеносные страны – в первую очередь, Ливию и Нигерию.

-5
Фото: Daily Telegraph
Фото: Daily Telegraph

Впрочем, первая половина 70-х годов была не такой безоблачной для авиакомпании, как может показаться. Нефтяной кризис, разразившийся в 1973 году, когда в ответ на поддержку европейскими странами Израиля арабские монархии прекратили поставки нефти, привел к тому, что British Caledonian вынуждена была закрыть некоторые рейсы в США, включая только что открывшиеся полеты в Нью-Йорк и Лос-Анджелес.

Но вторая половина 70-х прошла относительно без потрясений. British Caledonian стала второй по пассажиропотоку британской авиакомпанией (после British Airways, которая возникла в 74-м после слияния BOAC и BEA) и девятой в Европе. В 1978 году она даже намеревалась купить два сверхзвуквых лайнера Concord.

В апреле 78-го авиакомпания представила рынку свой новый продукт – класс Executive Cabin, который теперь есть практически у всех авиакомпаний и называется бизнес-классом. Но тогда, 40 лет в самолетах было всего два класса – первый и эконом.

Новый продукт быстро завоевал популярность у пассажиров. Его скопировали Air France и Pan Am. У французов, например, билет в бизнес в то время стоил на 14% больше, чем в эконом.

Фото: british-caledonian.com
Фото: british-caledonian.com
Фото: british-caledonian.com
Фото: british-caledonian.com

В начале 80-х British Caledonian сала самой быстрорастущей авиакомпанией в Европе. Ее 27 самолетов выполняли рейсы по 50 маршрутам. Лайнеры с желто-синей полосой можно было увидеть как в европейских столицах, так и в Лиме, Буэнос-Айресе, Триполи, Бенгази, Лагосе, Лусаке, Дубае, Гонконге. В 1984-м British Caledonian показала рекордную для авиакомпании прибыль до налогооблажения – более 17 млн фунтов.

Но всему приходит конец. Первым ударом стала война между Великобританией и Аргентиной за Фолклендские острова в 1982 году. Тогда Аргентина и в знак солидарности с ней Перу закрыли свои воздушные пространства для британских авиакомпаний. Тогда British Caledonian фактически ушла из Латинской Америки.

Фото: british-caledonian.com
Фото: british-caledonian.com

Второй удар нанес президент США Рональд Рейган, который в 86-м стал бомбить «империю зла» Ливию, что привело к закрытию многих африканских маршрутов British Caledonian.

В том же году - авария на Чернобыльской АЭС, из-за чего поток американцев в Европу сильно упал. Да и сами европейцы тогда не стремились к путешествиям.

И одновременно с этим – революция в Нигерии, которая привела к политической нестабильности и девальвации местной валюты.

Фото: british-caledonian.com
Фото: british-caledonian.com

От такого British Caledonian оправиться не смогла и ее, находящуюся на грани банкротства, купила British Airways.

14 апреля 1988 года British Caledonian прекратила свое существование. Тогда же ее покинул и основатель – Адам Томпсон. Он умер в 2000 году.

А бизнес-класс продолжает жить.

Если вам понравилось, подпишитесь на мой канал в Яндекс.Дзен и будете получать мои статьи чаще. Вам интересно, а мне приятно. А еще у меня есть канал в Телеграм @ideas4trips

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Аэропорт, который обслуживает 7 человек в день

Как "Эфиопские авиалинии" захватили Африку и начали борьбу за мир

Boeing-747: история самого известного самолета в мире

Закончилась 14-летняя история авиакомпания Virgin America