Найти в Дзене
ARTS

С книгой по Стамбулу

"Если Стамбул принял тебя в свои объятия, то навсегда. К нему быстро привязываешься. " Эльчин Сафарли "Человеку с одышкой тут делать нечего, разве что нанять на весь день такси."
Иосиф Бродский Прекрасный Стамбул, город Памука и Сафарли, Бродского и..... Айвазовского! Да, Айвазовский очень много писал Стамбул, виды через Босфор, мечети и, конечно, море. Давайте прогуляемся ! Галатский мост, место, куда обязательно нужно попасть, если ты в Стамбуле. Сюда стремились герои книги "Музей невинности" Орхана Памука, и по этому же мосту ежедневно возил тележку с бузой герой другой его книги. Здесь жизнь кипит, как в котле, здесь тебя не покидает ощущение, что ты находишься точно в центре мира. Мимо снуют бойкие кораблики, смотрите, мы поймали один по имени "Валиде Султан". Интересно, в честь какой Валиде он назван? Может быт в честь валиде великолепного султана Сулеймана? А может в честь матушки капитана, в Турции ведь принято шутливо обращаться к своей собственной маме "валиде су
"Если Стамбул принял тебя в свои объятия, то навсегда. К нему быстро привязываешься. "

Эльчин Сафарли

"Человеку с одышкой тут делать нечего, разве что нанять на весь день такси."

Иосиф Бродский

Прекрасный Стамбул, город Памука и Сафарли, Бродского и..... Айвазовского! Да, Айвазовский очень много писал Стамбул, виды через Босфор, мечети и, конечно, море.

Айвазовский Иван Константинович "Вид на Константинополь и бухту Золотой Рог"
Айвазовский Иван Константинович "Вид на Константинополь и бухту Золотой Рог"

Давайте прогуляемся !

-2

Галатский мост, место, куда обязательно нужно попасть, если ты в Стамбуле. Сюда стремились герои книги "Музей невинности" Орхана Памука, и по этому же мосту ежедневно возил тележку с бузой герой другой его книги. Здесь жизнь кипит, как в котле, здесь тебя не покидает ощущение, что ты находишься точно в центре мира. Мимо снуют бойкие кораблики, смотрите, мы поймали один по имени "Валиде Султан". Интересно, в честь какой Валиде он назван? Может быт в честь валиде великолепного султана Сулеймана? А может в честь матушки капитана, в Турции ведь принято шутливо обращаться к своей собственной маме "валиде султан", особенно, когда она очень уж раскомандуется. А это бывает часто, не верьте сказкам про патриархат!

-3

После целого дня беготни по Египетскому базару каждый приезжий считает своим долгом отведать только что выловленной из Босфора жареной рыбы в хлебе - балык экмек. Прямо как в "Музее невинности" Орхана Памука. Это, конечно, развлечение для бедных.

-4

А запивать балык экмек надо шалгамом, это очень кислый и острый сок красной редьки. Вообще он даже больше похож на соус, можно еще и водой запить. Вкуснота!

-5

Видите справа сверху горизонтальные черные штрихи, с верхнего яруса моста? Это удочки рыболовов! И все на фоне Галатской башни.

-6

На Галатском мосту есть и более изысканные рестораны. Нельзя не посидеть и за столиком с белой скатертью, глядя куда-то в сторону Девичьей Башни, и не вспомнить книгу "Сладкая боль Босфора"

"На нас удивиленно смотрит коротконогая официантка. Что-то записывает в маленький блокнот. Может, она будущая писательница? Может, она записывает очередной заказ?"

пишет Эльчин Сафарли. Времена меняются, на мосту сейчас официантами почти одни мужчины.

-7
"В ночном Стамбуле витают тысячи терпких запахов, разных степеней насыщенности. Замираю на центральной площади города души. Вдыхаю витающие в воздухе многоцветные ленточки запахов. Согревающий душу аромат, прилетевший с апельсиновых плантаций на окраине Ан-тальи. Отмеченный специями запах горячего чечевичного супа в темно-красной кастрюльке на кухне одной из уютных квартир Кадыкёя"

Эльчин Сафарли.

Смотрите, горячий самовар на колесиках! Это не буза, которую продавал Мевлют, герой Орхана Памука. Это Салеб. Горячий напиток, который прекрасно согревает холодными февральскими ночами - что праздных туристов, что работяг-продавцов на Султанахмете. Наверно, они наиболее близки герою книги "Мои странные мысли".

-8

Проезжая на трамвае от Каракёя да Кабаташа, посмотрите не направо, где море, а налево - тут то и дело вверх, к Истикляль, взбираются улочки, лесенки, и даже радужные лестницы. Это именно по ним ходил продавец бузы Мевлют, обдумывая свою жизнь. Здесь же его и ограбили. Но днем тут совершенно безопасно, поверьте!

-9

Площадь Таксим - свидетельница многих потрясений. Орхан Памук в "Городе воспоминаний" рассказывает как в 1955 году она стала центром народного волнения и ужасных погромов. И до сих Таксим бурлит в переломные моменты истории.

-10

Если переехать на трамвае по Галатскому мосту через Босфор в Эминёню, а потом доехать до остановки Аксарай и спускаться вниз, к морю, вы увидите это. Разносчики товара снуют по извилистым улочкам, самая крупная из которых называется Коска, как и фирменный магазин сладостей Коска на ней. Здесь перемешаны все языки мира и становится понятен взгляд героя Памука из романа "Мои странные мысли" на жизнь в Стамбуле - здесь никто не останется таким, как был.

-11

Тележки с апельсинами, тюки товаров, все не совсем так, как это было в 60-е, но все еще очень много старого быта можно увидеть, буквально на 10 минут свернув с центральной магистрали Орду.

-12

Другое нетуристическое место, где вспоминаются сразу все романы Орхана Памука, это Египетский базар. Именно отсюда народ потом идет кушать балык экмек к Босфору. Это базар для людей, сюда действительно приезжают из дальних уголков Стамбула и окрестностей, чтобы купить, например, все самое лучшее для Никяха:

-13

Есть тут и стамбульские хипстеры, и даже растаманы. Но, в сущности, это вещевой рынок, только самый великий и огромный. И очень запутанный.

-14

Эльчин Сафарли тоже вспоминает Египетский базар:

"Ей слышался голос муэдзина с минарета, балаган Египетского базара Стамбула, где пахнет специями. Там под ногами трещат зернышки кунжута, струйкой высыпавшиеся из мешка торговца"

Вот они, специи, целые магазины. Еще тут продаются губки, только что выловленные из моря - пусть это и не специи, а рядом свисают с потолка и другие загадочные дары моря :

-15

Иосиф Бродский писал, что Стамбул - это такое место, где история неизбежна.

Когда попадаешь в Айя-Софию, понимаешь это всей душой. Прежде всего, кажется, что попал к себе домой - то ли в палаты расписные, то ли на Киевский вокзал. Сразу открывается вся огромная линия преемственности, которая привела к такому вот ощущению - "я дома".

-16

Надписи на фресках каждый русский легко прочтет без словаря. А ведь им полторы тысячи лет! Даже мраморный пол за это немыслимое время превратился в подобие стертого линолеума

-17

Вот, смотрите, справа от Богородицы царица Ирина, над ней так прямо и написано: "Ирина". Возможно именно в ее лицо напряженно всматривались герои романа "Мое имя - Красный" Орхана Памука, пытаясь решить для себя, хорошо или плохо портретное сходство на картине, и нужно ли оно вообще?

-18

Вы спросите, почему же нет ничего про дворец султанов Топкапы? Даже Байрон писал про его гарем, а не только замечательная Мераль Окай, великолепный, безвременно ушедший от нас сценарист "Великолепного века". Ну, Топкапы - это отдельная история. О ней в следующий раз.

Вот один вид от дворца в сторону Галатской башни:

-19

Петр Вайль в "Босфорском времени" пишет:

"Нынешний пассажир эгейского круиза испытывает, входя в Босфор, те же ощущения, что крестоносец Жоффруа де Виллардуэн восемь веков назад: "Многие из смотревших на Константинополь даже помыслить не могли, что может быть в мире столь богатый город, и вот увидели они сии высокие стены и богатые башни, оградившие город, и высокие церкви, и было их всех столько, что невозможно поверить, когда бы не расстилались они перед глазами... Не нашлось столь бесстрашного человека, кто не затрепетал бы при сем зрелище..."

-20

Да, это так. Стамбул невозможно забыть и хочется читать о нем снова и снова.

Продолжение следует!