11 сентября 1991 года Парламент одобрил ту самую программу, которая, пожалуй, для народа могла стать началом конца ещё тогда.
Эта было программа Явлинского и Шаталова, которая несла либерализацию, приватизацию и переход к рыночной экономики.
Все понимали, что либерализация - шок, и чтобы смягчить его планировалось начать с приватизации, но был ли этот шаг оправдан? Как оказалось - нет.
Можно ли было тогда предсказать крах? Да, конечно. Множество стран, которые ранее развивались по пути коммунизма стали переходить на рыночную экономику, в том числе были и те, кто выбрал путь приватизации и либерализации, и отталкиваясь от их опыта, можно было понять, что это приведёт к серьёзнейшему снижению уровня жизни населения.
Готов ли к этом был народ? Нет. Власть занималась популизмом, заявляя с высоких трибун, что от этого никто не пострадает, уровень жизни не станет ниже, выиграют все, хотя сами реформаторы прекрасно понимали к чему на самом деле это приведёт.
Тогда, Верховному совету СССР удалось избежать этого всего, так как большинство, опасаясь социального взрыва проголосовало "против", а Горбачёв на всякий случай решил вообще отдалиться от всех, что привело к отмене решения парламента, и заморозке всех инициатив по рынку, что в дальнейшем тоже привело к упадку экономики и кризису.
Был более мягкий вариант от Рыжкова и Абалкина, но его тоже заморозили, боясь перемен и волнений, а вот это было ошибкой.
То, что могли сделать Явлинский с Шаталовым в сентябре 1991 года, позже сделает Гайдар.