Ваш любимый канал про любимый город "Это Питер, детка!" уже писал про существенный недостаток петербургского метрополитена: отсутствие кольцевой линии и неудобное расположение пересадок. Из-за этого порой оказывается быстрее и приятнее пройтись от одной станции до другой (особенно если они расположены на разных ветках) пешком, что даже сподвигло питерских художников Илью Тихомирова и Анну Богатикову нарисовать "Пешеходную карту метро". Очевидно, об этих проблемах задумываются и в Смольном, поскольку тема кольцевой линии периодически всплывает в разговорах чиновников. В частности, не так давно высказывался на эту тему Игорь Албин, курирующий в том числе и строительство метрополитена.
Мы работаем над обоснованиями, мы работаем с изысканиями, мы работаем с проектировщиками. Как правило, проектирование и перегонного туннеля, и станций с хорошими надлежащими изысканиями занимает до полутора лет, стройка - всегда по-разному. Это зависит от того, какие грунты, объем работ, но до 2030-го - вполне реально.
2030 год появился в словах вице-губернатора не случайно - дело в том, что подобные сроки строительства кольцевой линии называл его непосредственный начальник, губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко. Сроки, как мы видим, достаточно отдаленные - ждать появления собственного кольца петербуржцам еще 12 лет. Однако и эти сроки вызывают некоторое сомнение связанное, в первую очередь, с достаточностью имеющегося финансирования для поддержания необходимых темпов строительства. По оценка экспертов (и самого губернатора), стоимость строительства кольцевой линии оценивается приблизительно в 300 млрд. рублей. При этом выделять на строительство метрополитена в Санкт-Петербурге планируется около 30 млрд. рублей в год. Казалось бы, за 12 лет должна поступить достаточная сумма, как раз покрывающая потребность в финансировании строительства. Однако...
Во-первых, все эти расчеты - на текущий момент. А как оно будет в ближайшее десятилетии, предсказать сложно. Может произойти очередной финансовый кризис, и тогда под нож пойдут многие инфраструктурные проекты (как это было с амбициозными идеями петербургского правительства, например, отказались от постройки Охтинского тоннеля или нового моста через Неву). Ни о каких 30 млрд. рублей на строительство метрополитена речи идти уже не будет.
Во-вторых, расчеты пока что ориентировочные и с точки зрения сметной стоимости строительства. Заявленные 300 млрд. рублей, необходимых для постройки кольцевой линии, наверняка будут скорректированы как в ходе проектно-изыскательных работ, так и в ходе самого строительства. В какую сторону обычно корректируются сметы - объяснять, я думаю, никому не надо. У всех петербуржцев перед глазами сразу встает новый стадион на Крестовском острове, смета которого в ходе постройки возросла многократно.
В-третьих, ассигнования 30 млрд. рублей в год оказывается достаточно при условии, что почти все эти средства пойдут на строительство кольцевой. Понятно, что у Метростроя полно задач и планов и помимо строительства "кольца".
И вот тут мы подходим к самому интересному. Заявленная кольцевая линия метро отражена в "Концепции развития транспортной системы Санкт-Петербурга 2017-2038 гг (с перспективой до 2048 г.)", что само по себе хорошо и уже внушает сдержанный оптимизм. Однако представленная в данной концепции схема (поэтапного) развития метрополитена вызывает сомнения в появлении полноценной кольцевой к 2030 году (ровно через 50 лет после обещанного построения коммунизма, кстати).
Как видно из данной схемы, все будущее строительство разделено на три этапа: 2017-2022 гг., 2023-2028 гг. и после 2028 года. К сожалению, на первом этапе ни одного участка кольцевой линии построить не предполагается. У Метростроя будут другие задачи: окончание строительства Волковского радиуса (вплоть до станции "Шушары"), продление третьей и четвертой линий метро, строительство первого участка новой, шестой, линии (от "Обводного канала" до новой станции "Юго-Западная"). На втором этапе (до 2028 года) запланирован ввод в строй всего одного участка будущей кольцевой - от станции метро "Лесная" до "Василеостровской" и будущей станции "Горный институт". И лишь после 2028 года планируется строительство остальных 80% кольцевой линии.
Соответственно, разговоры чиновников про 2030 год (и без того не близкий) не следует понимать буквально, как полноценное завершение данного масштабного проекта. Думаю, оптимистичным сценарием можно считать появление к пресловутому 2030 году хотя бы первого участка кольцевой, на котором, по словам тех же чиновников, уже во всю идут проектные работы. Завершение строительства данного участка позволит господам из Смольного отчитаться о наличии в Петербурге "кольцевой" перед губернатором, а губернатору - перед столичным начальством. А жители города полноценное кольцо получат позже.
Это - напоминаю - оптимистичный сценарий. Про пессимистичный не хочется даже думать, так что давайте будем оптимистами.
Но даже в этом случае кольцевую придется подождать.