Найти в Дзене
Велообзоры

Анатомия велосипеда для новичков

Итак, « разберем» велосипед на основные составляющие. К таковым относятся: рама велосипеда, рулевая колонка, система переключения передач, система торможения, система амортизации, седло и глагол, колеса и другие. Остановимся подробнее на вышеуказанных составляющих велосипеда. И начнем свой разбор, пожалуй, с рамы. Говоря о ней, нельзя не вспомнить об универсальных креплениях на раме и, конечно же, о металлическом кронштейне, на который, собственно, крепится задний переключатель. Данный кронштейн имеет название – петух, и бывает он как съемным, так и несъемным. Съемная модель кронштейна чаще всего встречается на рамах высокого уровня. Что касается рулевой колонки, стоит заметить, что рули так же бывают разные, в том числе и прямые, выгнутые, шоссейные, которые иначе еще называют «бараньими рогами». Помимо этого, отметим, что на прямые модели руля в основном ставят ручки по краям. Их называют «рожки». Эти ручки, которые надевают на руль, для удобства управления делают резиновым

Итак, « разберем» велосипед на основные составляющие. К таковым относятся: рама велосипеда, рулевая колонка, система переключения передач, система торможения, система амортизации, седло и глагол, колеса и другие.

Остановимся подробнее на вышеуказанных составляющих велосипеда. И начнем свой разбор, пожалуй, с рамы. Говоря о ней, нельзя не вспомнить об универсальных креплениях на раме и, конечно же, о металлическом кронштейне, на который, собственно, крепится задний переключатель. Данный кронштейн имеет название – петух, и бывает он как съемным, так и несъемным. Съемная модель кронштейна чаще всего встречается на рамах высокого уровня. Что касается рулевой колонки, стоит заметить, что рули так же бывают разные, в том числе и прямые, выгнутые, шоссейные, которые иначе еще называют «бараньими рогами». Помимо этого, отметим, что на прямые модели руля в основном ставят ручки по краям. Их называют «рожки».

Эти ручки, которые надевают на руль, для удобства управления делают резиновыми, поролоновыми, гелиевыми и др. Помимо вышеуказанных отличий, разные модели велосипедов могут отличаться так же положением выноса руля, который во многом и определяет посадку самого велосипедиста. При подборе необходимой модификации велосипеда, стоит обращать внимание на модели с необходимой вам посадкой. Т.е., обращайте внимание на длину и подъем выноса руля, при смене которых можно принять, например, практически вертикальную или прогулочную посадку; или же это может быть более низкая, аэродинамическая посадка. В данном случае, наверное, особо интересны регулируемые модели.

-2

Перейдем к системе переключения передач. Говоря о ней, стоит вспомнить для начала, о центре управления велосипедом – это ручки переключения скоростей и тормозные ручки – моноблоки (или, иначе, манетки). Так же не стоит забывать о самом неприхотливом, но не самом последнем по значению механизме в велосипеде. Речь идет о переднем переключателе – о том устройстве, которое "перебрасывает" цепь на разные звезды кассеты. Сам переключатель с помощью системы тросов подсоединен к манеткам. Однако в системе переключения передач вы встретите и еще один переключатель – задний, который так же подсоединен к манеткам с помощью системы тросов. Однако задний переключатель требует постоянного ухода в связи с его открытостью и, соответственно, частым контактом с водой или грязью. Этот переключатель вообще среди велосипедистов считается довольно хрупким механизмом.

Выше уже упоминалось такое понятие как система тросов, стоит теперь рассмотреть этот вопрос несколько детальнее. Итак, тросы, которые отходят от манеток, передают усилие от рук велосипедиста к тормозной системе и переключателям скоростей. На сегодняшний день в современных велосипедах, как правило, насчитывается четыре троса - к переднему и заднему тормозу, а так же к переднему и заднему переключателю скоростей. Однако параллельно с ними существуют некоторые модели тормозов, при которых где тросы заменены гидравлическими линиями. В таких тросах наполнителем является специальное масло, которое передает усилие за счет давления поршня в манетках.

Одной из важнейших систем в конструкции велосипеда является система торможения, представленная в первую очередь, собственно, тормозами. Как известно, на сегодняшний день есть три основных разновидности тормозов – это ободные тормоза, дисковые и на базе тормозного барабана. Рассмотрим эти разновидности несколько подробнее. Итак, ободные тормоза, которые еще называют вибрейками. Принцип их действия заключается в том, что они зажимают обод колеса. В отличие от ободных тормозов, торможение с помощью тормозов дисковых осуществляется при сжатии диска закрепленного на втулке колеса, как и в мотоциклах. Еще один из достаточно распространенных видов тормозов – это тормоза на базе тормозного барабана. Правда, такой вид тормозов характерен для велосипедов стиля city bike. А принцип их работы заключается в том, что торможение происходит за счет прокручивания педалей в обратную сторону. Помимо вышеуказанных разновидностей тормозов, можно так же выделить механические тормоза, усилие которых передается тросиком, гидравлические и гибридные тормоза.

В самом начале данной статьи, «разбирая» велосипед на основные составляющие, среди прочих упоминалась система амортизации, основой которой является вилка и задний амортизатор. Начнем с вилки. Какие они бывают? И что меняет в конструкции велосипеда в общем установка вилки? Итак, вилки делятся на жесткие и амортизационные. Жесткие вилки чаще всего ставят на скоростные велосипеды, среди которых, например: шоссейные велосипеды, туристические или трековые модели. Амортизационные же вилки ставят на горные велосипеды или гибриды, в связи с тем, что они поглощают удары и часть энергии от педалирования, а так же дают излишний на шоссе вес. Амортизационные вилки различают по длине хода (от 40 до 300 мм). А так же есть отличия по типу механики. С этой точки зрения встречаются эластомерные, воздушные, масляные амортизационные вилки и смешанных типов.

Говоря о заднем амортизаторе, необходимо вспомнить, что он, так же как и передний амортизатор съедает часть усилий велосипедиста, а помимо этого он добавляет веса велосипеду, и, конечно же, комфорта и управляемости велосипедисту. Такой амортизатор чаще всего ставят на горные и туристические модели велосипедов, в связи с тем, что установка заднего амортизатора возможна только на специализированную раму.

Вот так плавно мы подобрались к основной системе велосипеда. Она же в свою очередь состоит из набора, который в свою очередь состоит из передних звезд и шатуна. Интересно, что количество зубцов на звездах разных велосипедов может быть разным. Так, например, если говорить о горном велосипеде, то у него количество зубцов на звездах обычно 48,38,28 или 42(44-46),32,22. В отличие от горных велосипедов, на шоссейном велосипеде обычно две звезды на 52,32. На некоторых моделях велосипедов есть некие защитные устройства, предохраняющие одежду от попадания между зубьями и цепью – эдакие защитные пластиковые кольца.

Задний набор звездочек – кассета так же имеет свои отличия. Так, например, у горных велосипедов количество зубцов на задних звездах колеблется в районе 11-34. На современном велосипеде, количество звезд кассеты может быть от 6 до 10. Большее количество звезд, дает значимый прирост возможных передаточных отношений с кассетой, что позволяет выбрать комфортную передачу для любого уклона дороги. Это позволяет заехать на очень крутой склон.

К системе крепятся шатуны, которые в свою очередь поддерживают педали. А педалям ,как и многим другим компонентам велосипедов, так же свойственна вариантность. Делятся они на два типа, т.е. на обычные педали, которые называют обычной платформой; и контактные педали, т.е. те, которые требуют специального крепления на велотуфлях. Последняя модель педали интересна тем, что помогает велосипедисту развивать значительно большую скорость, нежели при использовании педалей обычных. А происходит это за счет передачи усилия на вращение системы не только при "нажатии" на педаль, но и при подъеме ног. Однако, для того чтобы легко и качественно ездить в велотуфлях необходима определенная сноровка, некий опыт.

Самое важное механическое устройство в велосипеде – это цепь. Она постоянно подвержена износу и подлежит постоянному уходу, смазке, своевременной замене.

Самое время спуститься на землю и посмотреть, что же стоит на земле? Конечно же, это колеса нашего велосипеда. А на что же необходимо обратить внимание, говоря о колесах? Ну, для начала, можно вспомнить такой компонент, как обод колеса, от прочности которого зависит долговечность колеса в целом, а зачастую и скорость велосипеда. Для горного велосипеда стандартный диаметр колеса 26" (но есть модели и 28",29"), шоссейного или гибрида 28" дюймов 1дюйм = 2.54см.

Так же устойчивость велосипеда на разных типах дорожного покрытия и его скорость напрямую зависят от типа покрышки. А различают их в основном по плотности резины, виду протектора и ширине. Кстати, покрышки имеют свои имена. Так, например, «шиповку» с ярко выраженным протектором на рабочей поверхности, мы все хорошо знаем. А ведь есть еще и «слик» - это покрышка без протектора или с маловыраженным рисунком. А еще существует покрышка под названием «полуслик», и отличается она тем, что у данной покрышки " верх чистый , но зато имеются боковые шипы.

У велосипеда имеется сложный механизм, обеспечивающий вращение колеса на оси и "держащий" спицы. Это втулки колеса, и существует множество видов этих втулок, в зависимости от типа нагрузки, вида тормозов и количества спиц. Кстати, стоит отметить, что эта часть велосипеда постоянно подвергается большим нагрузкам, в связи с тем, что на него приходится весь вес велосипедиста и велосипеда.

Достаточно уязвимым компонентом велосипеда являются так же спицы. Они тоже подвергаются большим нагрузкам. Имеются в виду нагрузки со стороны велосипедиста. Однако, это еще не все – спицы постоянно подвергается ударам на ухабах дороги.

Теперь остановимся на той части велосипеда, с которой велосипедист напрямую соприкасается в течение всей поездки. Речь идет о седле. Очень важно подобрать подходящий именно вам тип седла, в зависимости от вашего стиля катания. Так, например, седла для горных велосипедов - более широкие, а вот для шоссейных – более узкие и длинные. А если речь пойдет о city bike'ах, то здесь седла обычно подбирают очень широкие, подпружиненные, ориентированные на вертикальную посадку. Однако посадка велосипедиста и расстояние ног до земли напрямую зависит от высоты подседельного штыря, или, как его иначе называют, от глагола. Эти штыри делятся обычно на жесткие – алюминиевые, стальные или углепластиковые. Подседельный хомут зажимает подседельный штырь в раме. Бывают с эксцентриком или на обычном болте (дешевые модели).

Еще информацию по велосипедам Вы найдете на нашем сайте