Накануне в Петербурге завершился ПМЭФ, ничем, казалось бы, не примечательный, особенно для простого человека. Ну кроме бесконечных пробок в Шушарах. Ну приехали бизнесмены и чиновники, ну поговорили, ну заключили пару (сотен) контрактов - обычное дело. Если бы не одно но.
На этом форуме российский президент ненавязчиво дал понять, кто на самом деле хозяин в Европе.
Случилось это 25 мая, во время российско-французского бизнес-диалога и пленарного заседания с участием президента Франции Эммануэля Макрона и японского премьера Синдзо Абэ.
В бизнес-диалоге участвует глава французской компании "Тоталь" и ряд заинтересованных лиц из того же круга. Главный вопрос, разумеется, газовый. Будет ли либерализация поставок российского газа в Европу, вопрошают они. Путин великодушно кивает - мы подумаем. И заводит речь о "Северном потоке - 2" - напоминает, что крепко держит Европу за трубу. При этом опять-таки великодушно отмечает, что "Тоталь", да и все заинтересованные, может присоединиться к участию в проекте и в конечном счете получать российский газ напрямую, без наценок и прочего.
А что с транзитом через Украину? И он в руках Путина.
"Я уже говорил и хочу еще раз повторить: мы не собираемся закрывать транзит через Украину, если он будет экономически целесообразным. Мы готовы к этим переговорам с нашими украинскими партнерами", - отмечает российский президент.
А еретикам, которые рассчитывают на газ из США, Путин напоминает: обойдется втридорога.
"Все наши трубопроводные системы, связанные с основными потребителями в Европе, конкурентов практически не имеют, если, конечно, Европа хочет оставаться конкурентоспособной, а не хочет покупать втридорога от каких-то других производителей".
Вопросов о газе настолько много, что приходится даже нарушить протокол - вместо трех вопросов от бизнеса разрешить пять. Причем тут скорее даже не вопрос, а просьба - допустить других партнеров к экспорту газа в Европу. Намек более чем прозрачен, и в "Тоталь" явно подразумевают что-то иное, но Путин слышит вопрос по-другому.
"Это уже сегодня можно делать, через "Газпром экспорт", - отвечает он.
И тут Европа поняла, что ей никуда не деться.
Еще один показательный момент произошел в начале пленарного заседания. Макрон в своей приветственной речи заявил, что Европа-де простирается от Атлантического побережья до Урала. А у нас Европа от Лиссабона до Владивостока, поправил Путин. И сквозил в этом намек, что от Калининграда до Владивостока - это гораздо больше, чем от Лиссабона до Калининграда.
Европа намек поняла.
Подписывайся и следи за самыми важными событиями в мире вместе с БабойВатой.