Наука мореплавания в Греции была довольно развитой, но вот когда она там возникла сказать нельзя. Возможно, что с давних времен, так как существует множество мифов, которые упоминают о морских плаваньях минойской цивилизации.
Изначально суда были малых размеров, поэтому выходить на них в глубокие воды никто не решался, да и карт тогда не было. Корабли не были достаточно прочные, поэтому даже не сильный шторм мог их разрушить. Исходя из этого, можно утверждать, что первое судоходство было прибрежным.
Примерно в 7 веке до н.э. корабли стали делиться на два типа. Греция расширялась, и ее колонии были вблизи Черного и Азовского морей, а также на Средиземноморье. Первый тип кораблей это торговые корабли, которые двигались благодаря парусам. Габариты таких кораблей были не большие в длину, но зато они были широкие. Корабли военного типа были длиннее и в основном передвигались за счет гребцов. Иногда весел на корабле было больше 100.
В 5 веке до н.э. в Греции появляется новый тип корабля, который еще долго будет востребованным. Данные корабли назывались триеры и имели гребцов, которые были расположены в три ряда. На корабле находились моряки, численностью в 20 человек. Они контролировали, чтоб в исправности были все важные узлы корабля. Также был хоратор, который командовал гребцами. Их было 130-160 человек. Соответственно были и солдаты, примерно 50 воинов под командованием командира. Главным на триере был триерарх и его правая рука кормчий.
Благодаря археологам и историкам, сегодня можно иметь представление об основных частях триеры и его устройства. На малом расстоянии находились шпангоуты, которые были закреплены на килевой балке. Она и являлась основной частью всего корабля. Для обшивки использовалась доска, главным критерием которой была толщина. Соединительный материал состоял из гвоздей, нагелей и накладок. Часть триеры, которая находилась в воде, была покрыта свинцом.
На кораблях данного типа мачта находилась посередине, при этом она могла двигаться немного к носу, благодаря гнезду, в котором она находилась. Сама мачта могла быть при необходимости снята и соответственно поставлена назад. Парус имел четырехугольную форму. Длина парусов не могла быть больше общей длины корабля.
Конечно, археологами было найдено немало доказательств существования триер, но до сих пор ведутся споры по поводу размеров кораблей. Но, большинство историков приходит к мнению, что следует ориентироваться на информацию, которая была получена при исследовании кораблей Античности. В основном длинна кораблей была от 20 до 30 метров при ширине 8 м. Также древние корабли имели таран, который имел обличие барана или какого-то мифического создания.
В теперешнее время в Фалер, который расположен вблизи Афин существует копия триеры «Олимпия». Ее построили в точности с античным типом корабля в 1985 году. Корабль был испытан и осуществил немало выходов в море. Гребцы, которые добровольно согласились принять участие в испытании триеры, смогли достичь скорости в 9 узлов.
Литература: Кузнецов Н.А. «100 великих кораблей».
Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк (👍 - палец вверх), делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите наш проект, подписывайтесь на наш канал и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас.