Найти тему
Загадочный Петербург

Школа Фрейлин. Интересные факты о первом женском образовательном учреждении России.

Система воспитания способная вырастить «новую породу людей».Чему учили девочек из дворянских семей на протяжении 153 лет существования Смольного института благородных девиц?

В 1764 году Екатерина II своим указом создает первое в России женское образовательное учреждение. Согласно образовательной программе учебного заведения, в Смольный институт принимались девочки из дворянских семей достигшие 6-ти летнего возраста. На протяжении 12 лет обучения девочки изучали иностранные языки, Закон Божий, географию, словесность, арифметику, рисование, историю, рукоделие, домоводство, их обучали музыке и танцам, а также благонравию, светскому обхождению и учтивости.

Дисциплина в Смольном институте отличалась своей строгостью. Уставом был установлен жесткий распорядок дня, встреча с родными проходила под присмотрим начальницы и только по выходным или праздничным дням. Поступив в Смольный, девочка не могла прервать обучение ни по собственному желанию, ни по желанию родителей до достижения 18-ти летнего возраста.

200 воспитанниц Смольного института подразделяясь на четыре возрастные группы, каждая из которых носила свой цвет форменных платьев: младшие – кофейного цвета, с 9 до 12 лет – синего, с 12 до 15 лет – голубого, а с 15 до 18 лет – белого цвета.

Спустя год с момента открытия учебного заведения, в нем открылось дополнительное учебно-воспитательное заведение, в которое стали принимать девочек других сословий, которых обучали по упрощенной программе.

По окончанию обучения выпускницы из благородных семей получали службу при дворе, а воспитанницы мещанского отделения становились гувернантками.

К педагогам института так же предъявлялись жесткие требования. Помимо того что они должны были обучать девочек различным наукам, они должны были быть примером для подражания. О телесных наказаниях в стенах Смольного не могло быть и речи, более того учителя должны были всяческим образом способствовать тому, что бы изучаемые предметы были интересны воспитанницам и не вызывали скуки, что бы ученицы всегда были в веселом, бодром расположении духа. Так же требовался индивидуальный подход к каждой ученице института. Метод наказания был один – пристыжение перед всем классом, и применялся он в исключительных случаях, при нарушении благочиния при церковном богослужении.