Если романтика полярных исследований будоражит ваше воображение или вы интересуетесь «техническими» достопримечательностями города на Неве, то вам на набережную лейтенанта Шмидта там пришвартован старейший российский ледокол «Красин».
Легендарный ледокол «Красин» был построен в 1916 году на английских верфях по заказу российского правительства. Создание ледокола было продиктовано необходимостью осваивать северные морские пути. Первым ледокольным судном, которое не имело на тот момент аналогов в мире, был ледокол «Ермак» спущенный на воду в конце 19 века. Следующей более мощной версией этого судна стал ледокол «Святогор». Именно он носил титул самого мощного ледокола в мире в течении первой половины 20-го века.
В 1917 году на «Святогоре» был поднят Андреевский флаг и он стал частью флотилии Северного ледовитого океана.
История «Святогора» была богата на знаменательные события. Началось все с того, что уже через 2 года после спуска корабля на воду, в 1918 году, оно было затоплено в фарватере реки Северная Двина. Это было сделано для того, что бы преградить путь английским интервентам к Архангельску. Позднее англичане подняли судно, и оно стало ходить под британским флагом вплоть до 1921 года, пока при содействии Л.Б. Красина его не вернули на родину. С этого момента ледокол стал носить имя «Красин».
В дальнейшем ледокол «Красин» принимал активное участие в спасательных операциях в Северном Ледовитом Океане. Первыми спасенными были дирежаблестроитель итальянец Умберто Нобиле и члены его команды, которые отправились в экспедицию на дирижабле к Северному полюсу весной 1928 года. Возвращаясь обратно, они потерпели крушение, и когда команда дрейфовала на льдине в районе Земли Франца Иосифа, ледокол смог пробиться сквозь льды и спасти путешественников.
В июле этого же года красинцы спасли пассажирский лайнер «Монте-Сервантес». А в 1929 году «Красин» провел через льды Карского моря целый караван судов.
Во время второй мировой войны ледокол проводил северные морские конвои, которые оставляли грузы из Великобритании и Исландии в Мурманск и Архенгельск. И это далеко не все заслуги героического судна.
Техническое состояние ледокола на настоящий момент таково, что он и сейчас может отправиться на борьбу со льдами, он по-прежнему находится в составе российского флота.
Совершив экскурсию на ледокол, мы сможете осмотреть капитанский мостик, прикоснуться к штурвалу и пройти в каюты легендарного корабля. А для особо пытливых, есть отдельная экскурсия в сердце ледокола – машинное отделение.