Канонические евангелия крайне скупо описывают детство Иисуса, упоминая лишь о его беседе с учителями в храме в двенадцатилетнем возрасте (Лк 2:40-52).
Во-первых, никто из авторов евангелий не знал подробностей детства Христа, а во-вторых, это было для них второстепенно - главное, на чем концентрировались евангелисты, была проповедь Иисуса, его казнь и воскресение.
По мере распространения христианства, среди новообращенных галлов, сирийцев, италиков возник запрос на подробности детства и юношества Иисуса Христа. Дело в том, что для бывших язычников была совершенно естественной ситуация, когда божество или божественный муж уже с самого раннего детства проявляли себя в этом качестве - совершали чудеса, побеждали врагов, поражали мудростью.
Такая ситуация привела к появлению во II-III веках различных текстов, описывающих детство Иисуса, и наполняющих его легендарными подробностями. Впоследствии эти тексты были признаны церковью апокрифичными. И не зря. К реальному Иисусу они не имели никакого отношения, были написаны через несколько веков после его жизни, и по своей форме напоминали восточные сказки.
До нас дошла одна из таких книг, известная, как Евангелие детства или "Сказание Фомы, израильского философа, о детстве Христа". Автор книги неизвестен. Однако, точно известно, что апостол Фома не имеет к этому тексту никакого отношения.
В данном апокрифе маленький Иисус представлен совершенно не так, как в канонических евангелиях - милосердным, вспрощающим, любящим даже своих врагов. Напротив, он изображается подобным языческим божествам - мстительным, злопамятным и несоразмерно наказывающим своих обидчиков.
Вот некоторые сюжеты из Евангелия детства.
Оживление птичек и иссушение мальчика
Маленький Иисус лепил из глины птичек. Когда один иудей сделал ему замечание, что он своим занятием не соблюдает субботу, Иисус хлопнул в ладоши и птички, ожив, улетели. Когда же соседский мальчик веткой выплескал воду из лужицы, Иисус со словами "Ты высохнешь, как дерево, и не принесешь ни листьев, ни корня, ни плодов" иссушил несчастного мальчишку.
Убийство и воскрешение учителя
Родители пригласили к Иисусу учителя, но он отказывался заниматься и сам поучал наставника. Тот, рассердившись, ударил Иисуса и немедленно упал замертво. Позднее родители пригласили другого учителя и с ним мальчику заниматься так понравилось, что он решил воскресить первого учителя, что тут же и сделал.
Ослепление клеветников
Когда соседи пришли к Иосифу жаловаться на Иисуса, тот согласился умилостивиться, но сказал, что клеветники должны пострадать и ослепил их.
Конечно, Иисус совершал и добрые дела. В апокрифе рассказывается об исцелении его брата Иакова от укуса змеи, о воскрешении упавшего с крышы мальчика, об исцелении поранившегося топором соседа.
При всей противоречивости образа Иисуса в Евангелии детства, этот памятник апокрифической литературы ценен тем, что дает представление о формировании христианства на его первом этапе и позволяет узнать, как переплетались языческие верования и христианское учение в сознании значительной части первых христиан.
Читайте также: