Найти тему
humphreygeddon

Я сгорела (бы)

О том, как в Наварре женщины спасали свою шкуру

Одно из самых старинных проявлений тотального женоненавистничества – это средневековая инквизиция в Европе и Америке.

На эти размышления меня натолкнул отрывок книги Полли Эванс «Испания: горы, херес и сиеста», который посвящен наваррским ведьмам. Девушка ездит по сельской местности в горах Страны Басков и вспоминает факты из 1608 года деревушки Сугаррамурди.

Мария де Химилдеги объявила, что она ведьма, и устраивает шабаши со своими соседками в пещерах. Естественно, тогда люди еще не понимали, что такое «утка», «фактчекинг» и, увы, справедливый суд, и потому ее арестовали. Чтобы избежать смерти, она написала донос на Марию де Журетегиа. Улики показались такими неопровержимыми, что и эту девушку арестовали. Ее заставили во всем признаться, вымолить прощения и донести на других сошабашниц – и на сообщила «правительству» королевства, что в колдовство ее вовлекла тетя – Мария Чипия Барренечеи. Она якобы заставляла племянницу пасти «стадо жаб» и уменьшала ее до крошечных размеров. Что сделала Барренечеи, думаю, и так понятно. И багровый снежный ком покатился с наваррских гор, покрывая кровью Сугаррамурди и прилегающие селения. Вскоре выяснилось, что прочие женщины деревни устраивали оргии друг с другом и с дьяволом, поедали детей.

Количество обвинений нарастало с геометрической прогрессией. В 1609 году арестовали четырех «ведьм», в 1610 во время церемонии аутодафе в Логроньо рассмотрели доносы на 20 женщин, 9 из которых признались в «преступлении», чем избежали костра, а остальные гордо предали свой пепел ветру. Уже в марте этого года 158 из 382 женщин деревни назвали ведьмами. Остальные 124 считались подозреваемыми. То есть всех жительниц Сугаррамурди как минимум пытались обвинить в ведовстве. И делали это их же соседки. Они пытались спастись от физической смерти, обрекая «ближних» на нее. Полли Эванс заявляет, что всего в Наварре обвинили 1590 женщин.

Но главный тезис не об инквизиции как карательном органе, а о ней же – как о системе. Я напомню, что в ныне испанской Наварре большинство женщин арестовали именно по доносу их же соседок. А судили в 1600-х годах, естественно, тыкнув пальцем и покачав головой. Итак, женщины, чтобы спастись от смерти, опосредованно убивали других своих же соседей, родственников, знахарок. И им это позволяли. И даже поощряли. Причем делали это они больше не из желания отмстить, а ради защиты: единственный в те времена способ не сгореть не только пуканом, но и всем телом был признаться в содеянном и сдать других знакомых ведьм, в том числе тех, кто вовлек их самих в колдовство.

Сейчас по запросу «Сугаррамурди» в яндексе я вижу статью на википедии, где автор текста рассказывает о населении, местоположении деревни и ссылается на все тот же знакомый нам сюжет, а все остальные ссылки посвящены исключительно сожженным там ведьмам и фильму по мотивам этой истории. На Западе Испании – на территории бывшего королевства Наварра – теперь стоит сугаррамурдиевский «музей ведьм».

Знаете, одно из самых старинных проявлений женоненавистничества – это средневековая инквизиция в Наварре. Среди своих же соседей. Точнее – соседок. Вынужденное предательство «себе подобных» ради спасения, когда никто не хотел разбираться в истинности суждений – проще было обвинить и убить. Соседство ничего не значило. Товарищество ничего не значило. Жизнь ничего не значила.

Ты рыжая. У тебя зеленые глаза. Слишком красивое лицо или наоборот – покрыто прыщами, а зубы гнилые. Ты варишь отвары, чтобы уменьшить физическую боль. И, разозлившись на соседей, проклинаешь всех, кого попало. Ты сгоришь.

Я бы сгорела.

Да я уже сгорела – от негодования.