Еще какие-то 200 лет назад считалось, что дети - это маленькие взрослые, которые просто не подготовлены к жизни. И весь процесс воспитания тогда заключался в "натаскивании" на взрослые дела. Индивидуальные особенности, дифференцированный подход, возрастная специфика развития? Не... не слышали :)
Так может и не важно это всё? Сколько веков жили без этой психологии и дальше проживем. Как говориться, "понапридумывали тут, чтобы не работать".
И всё-таки это не ерунда. У детской психологии есть железобетонный фундамент.
1) Психология - это, в первую очередь, наука. Ни накопленный народный опыт, ни многолетние наблюдения за детьми (чуть не написала за погодой :). А именно НАУКА, с ее законами и объективными знаниями, которые постоянно анализируются и систематизируются. Со всеми гипотезами и многочисленными методами познания. Для психологии эксперимент такой же важный метод, как и для других естественных наук.
Т.е., детская психология основывается на объективных закономерностях, которые были доказаны не "жизнью", а полноценными научными исследованиями.
2) Объект детской психологии - детская психика. Это не что-то абстрактное, а очень даже конкретное свойство материи, а именно мозга. Это свойство выражается в способности не просто отражать и реагировать на внешнюю среду, а активно взаимодействовать с ней.
Т.е., ребенок - это не объект, который воспитывают, обучают, развивают и прочие "ают". Он самостоятельный субъект познания окружающего мира.
Вообще в детстве, как в никаком другом возрасте, проявляются все факторы развития: наследственность, среда и собственная активность личности.
3) Почему детская психология выделена в отдельную отрасль? Всё просто: детская психика существенно отличается от взрослой. Всем известно из медицинских карт, что рост, вес, объем головы и другие физические параметры меняются от возраста к возрасту. Причем есть некая таблица нормативов, в значения которой обязательно нужно попасть.
Но ведь с психическими показателями также! Потому что психика как и детский организм растет и развивается. И путь от рождения до взрослого состояния - огромен.
Третий "кит" - постоянные изменения в психике ребенка. Психические изменения - это норма развития, как и физический рост.
P.S. Когда-то я прочитала замечательную книжку, которая вводила меня в профессию. Автор книги писал, если вы не "видите" такую живую материю, как психика, то не стоит идти в психологи. Изучить ее возможно, научить "видеть" - нельзя. И всё же я попробую... Начинаю блог "Детский психолог: мысли вслух", где попытаюсь показать магию и чудесные превращения детской психики, раскрыть механизмы и сложный путь этих преображений, дать советы, как не навредить, а лишь способствовать развитию ребенка.
Подписывайтесь на мой канал. А если понравиться, то ставьте лайки :)