Найти в Дзене

8 мифов о старообрядчестве

Оглавление

Какие-то мифы пришли в нашу эпоху из дореволюционных времен, когда клевета на старую веру возводилась в ранг политики государства, другие же имеют «советские» корни и связаны с антирелигиозной пропагандой; некоторые появились совсем недавно и отражают «детские болезни» становления  общественного самосознания новой России. Попробуем разобраться с некоторыми из них.

Миф 1. Целью реформы патриарха Никона было исправление русских богослужебных книг по древним рукописям

Ответ: Современной наукой доподлинно установлено, что в ходе реформ патриарха Никона и исправления богослужебных книг не использовалось никаких авторитетных исторических источников и древних рукописей.

Выяснено уже в исторической литературе с достаточной убедительностью, что книжная справа при патриархе Никоне, да и во все последующее время при его приемниках велась на Московском печатном дворе не по старым харатейным греческим и славянским церковно-богослужебным рукописям, а по печатным греческим книгам венецианской типографии. (Дмитриевский А.А. Исправление книг при патриархе Никоне и последующих патриархах. С. 26).

Этой же позиции на книжную справу придерживались ученые: Н.Ф. Каптерев, С.А. Белокуров, П.Ф. Николаевский, И.Д. Мансветов.

Во времена раскола (изъятие по описи старопечатных книг). С.В. Иванов. 1900-е гг.
Во времена раскола (изъятие по описи старопечатных книг). С.В. Иванов. 1900-е гг.

Миф 2. Старообрядцы не являются православными христианами

Ответ: Происхождение слов «православный» и «православие» понятны любому русскому человеку. Два корня «право» и «славие» из этого слова обозначают правильное прославление Бога.

Так вот, в своем богословии старообрядцы придерживаются учения Церкви, выраженного святыми отцами семи Вселенских и ряда древних Поместных Соборов, а также Соборов русской Церкви, которые состоялись до церковного раскола XVII века. В своей богослужебной жизни старообрядцы используют обряды, чины и последования, полностью соответствующие догматическому содержанию учения древней Церкви.

Старообрядцы идут в Великорецкий крестный ход
Старообрядцы идут в Великорецкий крестный ход

Миф 3. Различие между старой верой и новой — только в незначительных «мелочах»: перстах, буквах, хождении посолонь и подобном

Реформаторы Русской церкви, изменяя образ перстосложения, форму таинства крещения, сугубую аллилуию, написание имени Спасителя и другие стороны церковного предания, положили начало изменению и самой веры. Тем самым новолюбцы открыли дорогу для ложных учений, мудрствований и ересей, кои нарушили важнейшие основания самой веры. Это и латинские, и новогреческие, и мусульманские заимствования и прочие (см. Чем старая вера отличается от новой веры).

Миф 4. Старый обряд понятен только русским и русскоговорящим

Ответ: Поскольку чины и обряды, которые употребляются старообрядцами, символически отражают догматическое учение древней христианской Церкви, то они будут понятны любому христианину, признающему это учение, на каком бы языке он ни разговаривал.

Правильное двоеперстное крестное знамение. Старообрядческий лубок
Правильное двоеперстное крестное знамение. Старообрядческий лубок

К примеру, в двуперстном крестном знамении два пальца (указательный и великосредний) сложены во имя двух естеств во Христе — Божеского и человеческого. Напротив, в новообрядческой церкви широко используется так называемое «именословное перстосложение», когда пальцами сокращенно пытаются изобразить буквы «IС» и ХС». Очевидно, что на других языках имя Спасителя таким способом изобразить не представляется возможным.

Миф 5. Староверы не пьют кофе, чай и не едят картошку, не пользуются телефоном и компьютерами

Ответ: Старообрядцы в наше время употребляют в пищу чай, кофе, картошку и иные современные продукты, однако предпочтение отдают блюдам национальной кухни.

То, что староверы насторожено относятся к некоторым зарубежным продуктам и товарам, обусловлено тем, что среди подобных новинок нередко встречаются такие, которые могут нанести тяжелый вред телесному или духовному здоровью. Наглядным примером может служить табак.

Нижегородские купцы-старообрядцы за самоваром, 1870 г.
Нижегородские купцы-старообрядцы за самоваром, 1870 г.

Миф 6. Старообрядцы организовали Октябрьскую революцию 1917 года

Ответ: Миф о том, что к революции в значительной степени причастны старообрядцы, появилась недавно. Ни у большевиков, ни у представителей белого движения, ни у монархистов, ни у советских историков и представители русской эмиграции, — нигде не встречается упоминания о какой-либо роли старообрядцев в революционных событиях 1917-1918 годов. Идея зародилась 1990-х гг., когда страну покинули по большей части те, кого псевдопатриотические круги до этого традиционно считали виновными в революции, то есть евреи. Поскольку же ни русский народ в основной своей массе, ни синодальная церковь, которая первой среди религиозных конфессий приветствовала свержение царя, виновными в революционных событиях признавать себя не хотели, то родилась идея назначить виновными старообрядцев.

Эта позиция прослеживается в статьях экономиста О.Л. Шахназарова, а также развита в трудах историка А.В. Пыжикова.

Миф 7. Чтобы присоединиться к старообрядческой Церкви, нужно повторно креститься

Ответ: Поскольку старообрядческая Церковь в совершении таинств следует Церковному Преданию и православной догматике, то и крещение в ней совершается через полное погружение.

При этом крещением считается лишь полное троекратное погружение в воду. Все остальные формы (обливание, кропление, орошения, посыпания песком и т.п.) не считаются каноническими, поэтому над таковыми свершают полное крещение.

Если кто, епископ или пресвитер, совершит не три погружения единого тайнодействия, … да будет извержен. (50 правило святых апостолов)
Крещение младенца в старообрядческой церкви
Крещение младенца в старообрядческой церкви

Миф 8. Староверы — это язычники, которые жили на Руси до князя Владимира

Ответ: После церковного раскола XVII в. государственных документах православных христиан, которые придерживались древних Богослужебных чинов, старопечатные книг, Предания и обычаев, стали называть «раскольниками». Во времена правления Екатерины II в документах староверы были названы «старообрядцами». Сами же древлеправославные христиане зачастую называли себя староверами, ем самым поясняя, что разница не только в обрядах, но и в самой вере.

В конце XX столетия в России возникли религиозные и культурные объединения, которые исповедовали религиозные взгляды, не имеющие отношения к христианству. Религиоведы стали называть их неоязычниками. Чтобы выделиться, противопоставить себя христианству, некоторые неоязычники стали именовать себя «староверами».

Слева — неоязычники, справа — православные староверы
Слева — неоязычники, справа — православные староверы

Разумеется, употребление этого термина в данном контексте ошибочно. Подобные язычники, возрождающие старую веру в древних славянских идолов — Перуна, Сварога, Дажьбога и прочих, не являются староверами. Это терминологическая ошибка. Хотя и не случайно имеется религиозное объединение «Древнерусская инглиистическая церковь православных староверов-инглингов».

В последнее время несомненное большинство неоязычников предпочитает называться «родноверами».

Ставьте "Лайк" этой записи и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые выпуски.