Курская битва и появление у противника новых танков, приводило советское командование к мысли, что войскам необходима новая ПТ-САУ. Конечно в армии были большие запасы неплохой самоходки СУ-76, она была хороша на начальном этапе войны и заводы буквально наклепали целые армады таких самоходок. Однако немецкие танкостроители перешли на совершенно новый уровень и явили миру тяжелые танки способные крушить советскую технику с 2-х километров.
Небольшой партией аккурат к началу Курской битвы, на базе тяжелого танка КВ-1с были выпущены 152-мм самоходные орудия СУ-152, они пробивали шкуру любого фашистского зверя, но долгая перезарядка орудия делала из этого танка неплохую мишень, поэтому действовать приходилось только из-за засады, иначе смерть.
В то же время у немцев имели высококлассные самоходные установки сконструированные самим Фердинандом Порше, которые так и назывались "Фердинанд" или иногда его называли "Элефант" - Слон. Этот слон отлично зарекомендовал себя в танковых сражениях и показал исключительную неуязвимость для советских орудий - пробить в лоб 76-мм пушками наших танков не получалось, слон же буквально "втаптывал" в грязь Т-34 одним выстрелом. Хоть нашим войскам и удалось одолеть противника в Курской битве, счет танковых потерь был далеко не в нашу пользу.
Однако глубоко в тылу, на Урале уже готовились новые самоходные установки которые войдут в историю как Зверобои. В октябре того же года ИСУ-152 увидел свет, а 6 ноября уже был принят на вооружение. С самого же начала бойцы по достоинству оценили новую самоходку, Отличное лобовое бронирование вселяло уверенность в бойцов, наконец то были решены проблемы и с ходовой от которых так страдали машины на базе КВ. Но разумеется главным козырем ИСУ была его просто умопомрачительная пушка.
Снаряд пущенный самоходной практически не знал себе преград, теперь любой фашистский зверь не мог чувствовать себя в безопасности когда перед ним возникал ИСУ-152. Зверобой одинаково хорошо прошивал шкуры Тигров, Пантер и Слонов. Сами немцы за такую мощь прозвали детище уральских танкостроителей словом «Dosenoffner» - консервный нож. Действительно танк будто ножом вскрывал броню любого танка.
Солидное бронирование самоходки позволяло ей занимать огневые позиции, недоступные буксируемой артиллерии, и поражать цель выстрелами прямой наводкой. ИСУ-152 обладала хорошей живучестью под огнем противника и высокой ремонтопригодностью, что как мы увидим дальше, обеспечило ей долгую жизнь.
Максимальную эффективность ИСУ-152 имела при штурмах укрепленных полос и городов. Мобильность, хорошее бронирование и огромная разрушительная сила 43-килограммового фугасного снаряда делали самоходку страшным врагом для окопавшегося противника. Одного попадания такого снаряда в обычный городской дом средних размеров было достаточно для уничтожения всего живого внутри. За проявленную доблесть при освобождении белорусских городов 8 тяжелых самоходных полков получили их почетные наименования, а еще 3 были удостоены ордена Боевого Красного Знамени.
Известный танкист Лоза так вспоминал действия ИСУ-152 при штурме Вены:
Незадолго до этого гитлеровцы начали обстрел "Эмча" (американский танк М-4) стоящих под арками, из противотанковой пушки, которую ночью затащили на верхний этаж одного из домов, что севернее Ратуши. Её огнём были повреждены гусеницы двух танков. Надо было срочно принимать меры, иначе большинство боевых машин восточнее Ратуши, университета и парламента могут пострадать от огня этого орудия, а если сменить их позиции, то мы лишимся нескольких кварталов. Вызвал командира батареи ИСУ-152 и приказал ему немедленно подавить вражескую огневую точку. Самоходка, шлёпая по асфальту широкими гусеницами, заняла позицию на одной из улиц, выходящей на юго-восточную сторону площади. То самое любопытство, которое сгубило больше девственниц, чем любовь, потащило нас на улицу посмотреть, как самоходчики одним снарядом разнесут на куски немецких артиллеристов с их пушкой. Танкисты и десантники расположились возле «зверобоя» и стали ждать… Я и сейчас, вспоминая те минуты, не могу простить себе, командиру с немалым боевым опытом, допущенную ошибку. Зачем разрешил эти «смотрины»? За них пришлось уплатить высокую цену.
Венские улочки, разбегавшиеся в разные стороны от центральной площади, не широкие. Красивые дома с венецианскими окнами высятся по их обеим сторонам. Грохнул выстрел крупнокалиберной пушки самоходки. Резко колыхнулся воздух. Полтора этажа дома вместе с вражеским противотанковым орудием и его прислугой рухнуло на землю. А в нашем расположении от мощной воздушной волны выстрела с треском лопнули толстые стёкла в домах, находившихся рядом с самоходной установкой. Их тяжёлые осколки посыпались на головы «зрителей», в результате были ранены руки и спины у десяти человек, а у двоих сломаны ключицы. Благо танкисты были в шлемах, десантники — в касках, и головы остались целы!