Найти тему

Советская армия как школа жизни

Любой коллектив имеет свои особенности и традиции, в каждом распределяются роли, устанавливаются внутренние правила. Психологи выделяют формальных и неформальных лидеров, отмечают наличие других позиций, которые занимают отдельные члены социальной группы. Это обуславливается совокупностью обстоятельств и личностями различных индивидуумов. В советской армии, а особенно в условиях групп зарубежных войск, которые были более оторванными от обычных социальных институтов, эти естественные свойства более напоминали патологию. Глядя на то прошлое современными глазами, я нахожу самые настоящие признаки индуцированного бреда.

Испугались заумности этого вступления? Ничего страшного... Можно сказать и проще: один больной с серьёзным расстройством психики непременно изменить жизнь и мышление тех, кто находится с ним рядом. Если это расстройство связано с явными, яркими, острыми чертами, то близкие люди сами передадут несчастного медикам. Но встречаются патологии, которые по яркости симптомов не могут дотянуть до такого состояния, когда госпитализация необходима. Только трудно назвать это счастьем. Страданий такие больные приносят не меньше, даже больше, потому что сделать с ними ничего нельзя.

Речь идёт о расстройствах личности и поведения, которые представляют собой вполне психиатрические проблемы. Именно такие больные совершают нелепые преступления — приходят в школьные классы с оружием, терроризируют всех вокруг — членов семьи, коллег, случайных прохожих. Обычно их выходки связаны с бессмысленностью, вычурностью, нелепой жестокостью. Самое печальное в том, что они относятся к числу инкурабельных, не поддающихся никаким приёмам терапии.

Комиссия в военкомате выявить таких больных не может, поскольку у них нет психоза. В момент встречи со специалистами они не пускают слюни, не дрожат, не показывают признаков взвинченности или абулии. У них личности патологического типа развития, но ни одна комиссия не найдёт причин признания призывника негодным к строевой службе, если тот не любит всех вокруг, если у него проблемы в построении отношений с другими людьми, какие-то недобрые склонности. Что говорить?.. Я нахожу, что во взводе, где я служил, был один эпилептик, один шизофреник. Только никто их не отсеял. Сказывался недобор, который требовал от ответственных за призыв лиц отправить в армию всех, кто с ногами и руками. Последствия сказывались потом. Хотелось бы верить, что в нанешней России от этого ушли, но создаётся впечатление, что пытались, только ничего не получилось.

Не исключено, что многие читатели этих строк уже поморщились и сделали вывод о том, что тут происходит очернение прошлого, славных армейских традиций. Не нужно спешить, я дам вам другие причины для того, чтобы сказать своё «фи».

Новобранцев переводили в духов. Духами называли тех, кто служит первые шесть месяцев. Ритуал перевода заключался в том, что парня раскладывали на табуретках и наносили удары ремнями по ягодицам. На медицинском языке это называется садомазохизмом, который представляет собой отдельную нозологическую единицу, относящуюся к рубрике расстройств сексуального предпочтения. Ну до явного гомосексуализма всё это не доходило, но какой-то сексуальный подтекст всё равно обнаружить вполне реально.

Впоследствии деды продолжали издеваться над духами. При этом никакой материальной выгоды, никаких подлинных удобств ночное избиение тех, кто прослужил меньше принести не могло. Попробуйте сейчас представить себе, как один мужчина бьёт другого за то, что тот не знает, сколько ещё бьющему осталось оплатить от его ипотечного кредита. Не получается? Слишком нелепо... В таком случае не упрекайте автора этих строк за то, что было заявлено об индуцированной передачи бреда. Я не утрировал. Это не фигурально, но вполне конкретно. Пяток психопатов, а именно к расстройствам личности и поведения теперь и относят психопатию, запросто могут передать и манеру поведения, и свои ментальные его обоснования. Что утверждалось? Что тебя год гоняют, а потом ты получаешь такое же право — бить, издеваться, унижать, заставлять за себя работать. Никакой практической выгоды нет даже в последнем. Зачем надрываться год? Не лучше ли распределить усилия равномерно? Но это вопрос человека, который соответствует понятию «норма». Патология тем и страшна, что она имеет дьявольскую силу притягивать к себе, она базируется на отрыве от реальности, а реальность не нравится никому. Поэтому круг замыкается. Слишком агрессивный и не в меру жестокий человек кажется крутым. Доводы здравого смысла парни очень легко в себе гасят и с поразительной скоростью превращаются из вполне добродушных и рассудительных в подлинную скотину.

На самом деле человеку не может быть интересным зрелище того, как кто-то приседает или отжимается среди ночи под его счёт. Притягивает власть и возможность причинять мучения, воздействует на те аспекты сознания, которые просты так, как прост секс.

Дедовщина — это следствие самого настоящего расстройств личности, которое тоже умеет передаваться. По Эриху Фромму, личность представляет собой результат детерминирующего воздействия социума на самость человека. Она меняется или в силу долгих процессов, или быстро, но тогда воздействие должно быть очень сильным. Новобранец, которого выпороли, избили, унизили — получил мощную психическую травму, но вместе с тем испытал и прилив мощных эмоций, которые ввели его в состояние деперсонализации и дереализации. И это происходит коллективно.

Впоследствии сообщество униженных и оскорблённых, сознательно и подсознательно, ищет «лекарство», а ему внушили будто бы оно заключается в том, чтобы унижать, избивать, мучить кого-то, когда будет можно, да ещё и выдавать такое отношение за «школу жизни». Но это не может избавить от психической травмы. Никто из старослужащих, практикующих дедовщину, никакого улучшения не испытал. Если такой человек хоть в чём-то отличался от животного, то в период ожидания дембеля непременно впадал в глубокую депрессию. Ещё бы! Массовое, взаимное и нелепое насилие над психикой.

Закидоны дедов, когда они отдавали масло духам, когда у них пропадал аппетит, в глазах появлялась вселенская тоска, наблюдались явные признаки абулии — это и есть следствие того, что попытки лечения травмы посредством травмирования других только усугубляли собственную.

Очень часто мы называли всё происходящее вокруг термином «дурдом». Нам ещё повезло... Летальных исходов в части п/п 42030 не было. За период моей службы одному рядовому сержант ударил прикладом в живот, и у того было серьёзное повреждение внутренних органов, удалили селезёнку. Это почти летальный исход. Сержант был чем-то недоволен. Это произошло почти на уровне попыток установления дисциплины, ближе к причинению тяжких телесных повреждений по неосторожности. В других частях смертей было намного больше. А в целом из СА трупы замученных, доведённых дедами до самоубийства, отправлялись в СССР регулярно. Родителям же рассказывали любые, хоть как-то соответствующие ситуации, легенды.

Помню одного москвича, которого деды били по ногам, по костям ног ниже колен. И продолжалось это много дней, пока он не потерял способность ходить. Обрёл же её вновь после двух хирургических операций. Но жив ведь остался... Так вот и нужно не унывать и, как в песне Высоцкого, сказать спасибо, что остался живым.

Если Вам интересны мои истории, ставим палец вверх и подпишитесь на мой канал — тогда истории о службе в ГСВГ будут чаще появляться в Вашей ленте новостей. Спасибо Вам за внимание!