Маленькая, юркая, смешливая, она играла отважных героев, придавая образу индивидуальность во внешности, в характере и в манере поведения. Ей завидовали и было отчего, судьба преподнесла актрисе прекрасный подарок – талантливых режиссеров, которые доверили ей сложные роли.
У этой актрисы фамилия была яркая и величественная – Королёва. Да и происхождение у девушки по лини матери было далеко не крестьянское – родословная начиналась из старинной дворянской семьи Набоковых. А вот отец актрисы, был родом из деревни, и к высшему сословию не имел никакого отношения. Родители Елены, Наталья и Григорий, познакомились в университете, оба учились на геофизическом факультете. Парень смог завоевать красавицу, и вскоре молодые поженились.
Семья не долго жила спокойно и счастливо, в 33-м их арестовали. Причина на сегодняшний день банальна и даже смешна. Они просто оказались не в том месте и не в то время. Кто-то рассказывал анекдот, а Королёвы были невольными слушателями. Доносчик отыскался быстро, анекдот определили к антисоветским. Была еще одна причина - дворянское происхождение мамы Елены. Молодых супругов выслали из Москвы. Трудностей семья не выдержала, через несколько лет развелись. Наталья, осталась одна с маленькой дочкой. На тот период они жили в небольшом городке под Мурманском. Она устроилась в местный театр, подрабатывала художником (когда-то Наталья окончила театральные курсы).
Наталья много раз давала прошение о том, чтобы ей разрешили вернуться в Москву, но получала отказ. Женщина приняла решение ехать с дочкой в Куйбышев (Самара). Там она устроилась в местный детский театр художником, вскоре познакомилась с режиссером и предложила ему обновить репертуар. Маленькая Леночка всегда была возле мамы, ей очень нравились декорации, костюмы, реквизиты.
В начале 50-х Наталье Михайловне наконец-то разрешают вернуться в Москву. Поселилась с дочкой у своего отца. Человеком он был истинно русским, бежать из России во время революции не захотел, занимался наукой.
Окончив школу Лена решила идти по маминым стопам, подала документы во МХАТ. На экзаменах решила прочесть отрывок из произведения Валентина Катаева «Белеет парус одинокий». Сделала прическу, одела пиджак бордового цвета и пошла покорять МХАТовскую комиссию. Пока дождалась своей очереди - устала, увидев преподавателей - растерялась, отрывок прочитала вяло, в итоге ее «забраковали».
Леночка очень переживала провал на экзаменах, и подружка решила ей помочь. Она была знакома с Николаем Акимовым (театральный режиссер) и попросила его послушать Королеву. На этот раз Елена хорошо подготовилась и монолог ей удался. Акимову озорная девчонка понравилась, посоветовал ей поступать в театральное училище. Через год она уже училась в знаменитой «Щуке». Одаренную студентку заметил замечательный артист и педагог Владимир Москвин. Как-то в разговоре, хитро проговорил:
- Быть тебе народной артисткой!
Надо сказать, что Елене очень везло на встречи со знаменитыми людьми. Девушку приметил Анатолий Эфрос и пригласил на роль Симоны в спектакль «Сны Симоны Машар» (1959). В театре молодую актрису приняли тепло, всячески пытались помочь и подсказывали, как лучше сыграть ее героиню. Премьера прошла успешно, но Елене казалось, игра получилась нервной и недостаточно профессиональной.
Эфросу актриса очень понравилась и через год она опять играла на подмостках Ермоловского театра в спектакле «В гостях и дома». Зритель по достоинству оценил юную актрису и о ее таланте заговорили театралы.
После окончания учебы она пришла в полюбившийся театр им. Ермолова. Александр Шатрин предложил Елене дебютную роль глухонемой девушки в пьесе «Сотворившая чудо». Через некоторое время она уже играла роль Вирджинии в новой пьесе «Суббота, воскресенье, понедельник». Эти спектакли прошли с грандиозным успехом и Королеву наградили медалью им. Станиславского. В то время только Елена удостоилась этой награды среди молодых артистов. Американские продюсеры предложили Королевой заключить контракт, вот только она об этой узнала много лет спустя.
Для Елены, Шатрин был как крестный отец. Когда в 64-м Александр Борисович решил уйти из театра, Королёва тоже покинула его, и перешла в Московский художественный театр. Актрису задействовали во многих спектаклях, были неплохие роли. Но ни одна из этих работ, не достигла высокого драматического уровня, которым обладала Королёва.
Актриса не только успешно играла в театрах, но и снималась в кино. Дебютировала Королёва в фильме-сказке «Звездный мальчик» (1957), а через два года режиссер Борис Барнет предложил ей роль Гранаты в картине «Аннушка». Миловидная, почти детская внешность Елены позволяла ей играть девушек-подростков. Потом были еще две знаменитые картины – «Первое свидание» и «Когда деревья были большие». В последней, она сыграла Нюру, подругу Наташи.
В 1964 году актрису приглашают сняться в военной эпопеи «Вызываем огонь на себя». Картина была очень патриотическая, имела огромный успех у зрителей, и, конечно, Елене принесла очередную славу и почести. Королёву забросали самыми разными предложениями, но их актриса не спешила принимать. На первое место она ставила театр, а к кинематографу относилась не очень серьезно.
Самой актрисе нравятся только три фильма, где она снималась: «Карусель», «Как живете, караси» и «Время вперед». Жалеет, что небольшой, но очень интересный эпизод в картине «Золотой теленок» вырезали. Она сыграла Варвару Лоханкину, а Анатолий Папанов был ее партнером. Через много лет по телевидению покажут этот небольшой сюжет, на юбилее Марлена Хуциева.
В середине 80-х актриса работала во МХАТе, на тот момент в театре существовало две труппы – Ефремова и Дорониной. Каждый артист решал сам, с кем ему работать. Елена выбрала Доронину. С Татьяной Васильевной они уже давно дружили, Королёва сыграла старуху в спектакле «Последний срок». Об этой роли она давно мечтала.
Почему актриса и руководитель театра разругались в пух и прах, неизвестно. Только Елене после этого пришлось покинуть любимую работу. Королеву приглашали то в один театр, то в другой, в конечном итоге она вернулась в театр им. Ермолова. Главный режиссер предложил актрисе роль в спектакле «Оркестр», по сюжету её героиня пристает к молодому парню. Прошло время, и Елена поняла, что для этой роли она старовата. Попросила Владимира Алексеевича (главного режиссера), заменить ее на более молодую актрису, а ей дать другую роль. Из-за этого разразился скандал, к Елене отношение поменялось, работать стало трудно.
В 2000 году о Королевой вспомнили режиссеры, она снимается в нескольких лентах: «Зависть Богов», «Не покидай меня любовь», «Чек».
В 2007 году Елена почувствовала себя плохо, сделала диагностику, вердикт врачей поверг ее в шок. Актрисе поставили диагноз – рак желудка. Срочно сделали операцию, после которой ей стало лучше. В это время она даже снялась в двух картинах «Завещание Ленина» и «Взрослая жизнь девчонки Полины Субботиной».
Через несколько месяцев, актрисе опять стало плохо, врачи на этот раз спасти актрису не смогли. Елена Королева умерла 24 апреля 2008 года, семьи у актрисы не было, мама ушла из жизни пятнадцать лет назад.
Можно сказать, что творческая жизнь у Королёвой была успешной, если и были падения, на смену им приходили всегда взлеты. Народная актриса Елена Григорьевна достойно выходила из всех трудных ситуаций, после горя приходила радость, после поражение была победа.
Понравилась статья? Поддержи автора, нажми палец вверх и, что бы не пропустить следующую, подпишись на канал или на страницу в своей социальной сети: Facebook, Вконтакте, Twitter, Одноклассники. Мы будем встречаться чаще :)