Найти тему

Холотропное дыхание от Катманду

Холотроп на пальцах
Холотроп на пальцах

Ключевое действующее начало — это наше Внимание. Тот самый инструмент, посредством которого мы разрушаем проблемный материал. У среднестатистического человека внимание мечется от одного объекта к другому, ни на чем не задерживаясь, а уж для того, чтобы сконцентрировать свое внимание на чем-либо, вообще речи нет.

Укладываемся поудобней. Оставляем небольшой свет, но только чтобы он не вызывал дискомфорта и не слепил глаза. Глаза открытые, смотрим на потолок, но наше внимание должно быть направлено на наши мысли. Мы наблюдаем за нашими мыслями. Поначалу возникает коллизия. Думать мысль, и рассматривать эту же мысль как чью-то чужую кажется невозможным. Однако — это возможно. Внимание будет постоянно перескакивать с наблюдения за мыслью на «думание» этой мысли, ваша задача — следить за своим вниманием и возвращать его каждый раз обратно. Рассматривайте каждую свою мысль — откуда она взялась, что есть ее источник и т.д. Если вы все будете делать правильно — то обнаружите, что мыслей все меньше и меньше. В результате правильной практики, если делать ее регулярно, вы будете получать состояние «чистая голова, ни одной мысли». В дальнейшем, каждый раз в ходе наблюдения за собствеными мыслями, вы будете уходить в состояние легкого транса. Таким же образом можно уходить в состояние наблюдателя не только за своими мыслями, но и за своими ощущениями. Когда возникает дискомфорт или некое болевое ощущение — рассмотрите внимательно это ощущение. Кто его испытывает? Откуда оно взялось?

Добраться таким образом до источника мысли или ощущения, конечно же, маловероятно. Однако гораздо более ценным является навык отключать собственную вовлеченность во что угодно, и становиться осознанным наблюдателем.

Суть

Придумал эту штуку Станислав Гроф. Суть метода внешне достаточно простая. Холонавт укладывается поудобнее на спину, закрывает глаза, и начинает глубоко и часто дышать. Спустя какое-то время он впадает в трансоподобное состояние, и у него начинаются некие переживания, связанные с его психологическими проблемами. Кто-то плачет, кто-то орет и топает ногами, кто-то смотрит кино. Вариантов того, что будет происходить, весьма много. Сидящий рядом с холонавтом ситтер бдит за своим подопечным, изо всех сил борется со скукой или бегает вокруг холонавта, пытаясь не допустить его выкатывания за пределы коврика, если тот начинает кататься по полу или особо злостно буйствовать. Все это длится час-полтора. После этого все собираются в кружок, пьют чай, холонавты пытаются нарисовать то, что с ними происходило во время сессии. Далее холонавты становятся ситтерами, ситтеры становятся холонавтами, сессия повторяется, далее опять рисование, чай, все по очереди рассказывают, кто что видел, и довольные собой разбегаются по домам.

У этого метода есть медицинские ограничения. Психические расстройства, глаукома, серьезные проблемы с сердцем, недавние травмы или переломы... В общем, если вам противопоказаны умеренно-сильные физические и эмоциональные нагрузки, то и холотроп вам тоже может быть вреден. У женщин есть свои ограничения, они про это обычно сами знают.

Внутреннее содержание холотропного дыхания несколько сложнее. В человеке существует некий внутренний исцеляющий механизм, или внутренний целитель, который и определяет, что именно и как будет прорабатываться во время очередной сессии. В обычном состоянии сознания этот механизм задавлен непрерывной деятельностью Эго. Глубокое и частое дыхание приводит к погружению в измененное состояние сознания, в котором диктат Эго ослабляется и внутренний целитель получает возможность функционировать.

Собственно, задача холонавта — войти в это состояние и дать возможность отработать своему внутреннему целителю. Этот целитель работает независимо от нашего сознания, поэтому запрограммировать его на решение какой-то конкретной проблемы не получится. Предсказать, что именно с вами будет происходить во время сессии, тоже невозможно. Еще один момент, про который следует знать — при ослаблении диктата Эго также ослабевают и защитные механизмы психики. Грубо говоря, во время сессии вы беззащитны, поэтому наличие ситтера — это не просто блажь, а обязательная к выполнению мера предосторожности.

Очень часто бывает такое, что человек регулярно ходит на семинары по холотропному дыханию, но никакого прогресса у него не происходит. Раз за разом у него во время сессии возникают одни и те же ощущения. Такая повторяемость сессий — это верный признак того, что прогресса и правда нету. Тут загвоздка в том, что каждый следующий слой материала находится в подсознании глубже предыдущего. Он проработал то, что было на поверхности — а остальное не цепляет.

У меня и у самого сессии примерно после десятой пошла такая полоса. В итоге решение этой проблемы нашлось. Чем больший объем воздуха прогоняется во время сессии через легкие — тем глубже погружаешься. И тем больше шансов, что внутренний целитель запустится и отработает как надо. Путем нехитрых размышлений я нашел алгоритм достижения максимально возможной глубины погружения. Первое — дышать надо глубоко. Нет, не так — дышать надо настолько глубоко, насколько это возможно. Второе — дышать надо часто. Точнее — дышать надо максимально часто, настолько часто, насколько это возможно без потери глубины дыхания. И третье — между вдохом и выдохом пауз быть не должно вообще. Между выдохом и вдохом тоже никаких пауз. Вообще никаких пауз — считайте себя машиной, которая дышит. Этот максимум надо ловить каждый раз, в начале каждой сессии.

Иногда бывает, что во время сессии отрабатывается какой-то зажим в области горла или диафрагмы, и твой индивидуальный максимум объема прогоняемого через легкие воздуха увеличивается. А у нас уже привычка сложилась: вот так мы дышим, и такой объем прогоняем. В результате мы не достигаем своего максимума, и сессия проходит не слишком результативно — или совсем безрезультатно. Я в этом вопросе поступаю следующим образом: первые пять-семь минут дышу как получается. В это время возникает максимум дискомфорта, Эго изо всех сил сопротивляется, раздышаться бы. А вот спустя первые пять-семь минут, уже раздышавшись и преодолев сенсорный барьер, возникает некоторое облегчение — и тогда я начинаю нащупывать свой индивидуальный максимум прокачиваемого объема воздуха: сначала максимум глубины, потом максимум частоты без потери глубины, потом убираю паузы. Все, сессия пошла.

Вот теперь наверное есть смысл рассказать о том, что ждет холонавта, когда он впервые придет на холотропную сессию. Возможно, ваша холотропная сессия начнется задолго до того, как вы придете в назначенное время в назначенное место. Выражаться это будет в том, что возникнет множество мелких — или не мелких — препятствий к тому, чтобы принять участие в холотропном погружении. Это можно было бы считать случайностями, но... Мне почему-то это случайностями не кажется. Такое ощущение, что вся реальность противится вашему решению заглянуть внутрь себя. Другие люди рассказывают то же самое.

Предположим, вы оказались сильным и волевым человеком, предолели все сложности, и в назначенное время явились в оговоренное место. Далее кратенький инструктаж, и вам надо будет найти среди остальных участников семинара своего личного напарника, в паре с которым вы будет дышать: один будет ситтером, второй холонавтом, затем поменяетесь ролями. Выбрать лучше кого-то противоположного пола, примерно своего возраста — и лучше всего того, кого вы видите в первый раз. Я не знаю почему, но хороший ситтер действительно сильно облегчает сессию.

Ситтер

Задача ситтера — охранять во время сессии вас, ваше пространство, оказывать помощь если это необходимо — и проследить за тем, чтобы не возникало никаких осложнений. Это ваш ангел-хранитель, если хотите.

Хороший ситтер молчит и не производит никакого шума. Он перед началом сессии позаботится о своем комфорте, чтобы потом не вертеться и не бегать в поисках «чего бы такого положить себе под ноги». У хорошего ситтера наготове есть подушечка, которой он преградит соседнему холонавту путь, если тот начнет катиться в сторону его подопечного. У хорошего ситтера есть наготове плед, которым он накроет своего холонавта, если тот начнет мерзнуть. Хороший ситтер ни на минуту не оставит своего холонавта в одиночестве: он заранее сходит в туалет. Хороший ситтер вмешивается в процесс своего холонавта только в том случае, если его об этом просят — или если возникает угрожающее жизни состояние, типа рвоты. Хороший ситтер шумным дыханием напомнит своему подопечному дышать, если его холонавт перестанет дышать раньше времени. Хороший ситтер доведет своего холонавта до туалета и приведет его обратно, если это потребуется. Если у холонавта после дыхания останутся какие-то напряжения в теле, хороший ситтер создаст ему возможность упереться или схватиться за что-то, и сознательно «дожать» зажатое напряжение — может быть даже с криком.

Когда холонавт закончит сессию, хороший ситтер обязательно убедится, что его подопечный вышел из транса, понимает где находится и совершенно адекватен. В этом случае ситтер проводит своего холонавта туда, где разложены рисовальные принадлежности — и пока тот будет рисовать так называемую мандалу, нальет ему чаю и соорудит бутерброд. Если он не вышел из транса — хороший ситтер поможет ему вернуться: он будет задавать глупые вопросы, типа «Где ты находишься?» «Как ты сюда попал?» «Какое сегодня число?» «Сколько у тебя пальцев на руке?» «В каком году ты родился?» и т. д. Цель этих расспросов — заставить холонавта включить свой повседневный ум.

Плохой ситтер будет мешать своему холонавту. Вмешиваться в процесс, окружать его излишней заботой, лезть со своим вопросами или предлагать какую-то помощь. Если у холонавта начнется рвота, плохой ситтер растеряется, и вместо того чтобы оперативно перевернуть своего подопечного набок и быстренько вытереть наблеванное — будет стоять и тупить.

В целом, ситтерство это далеко не так просто, как кажется, и тут очень желательно иметь некоторый опыт. Предположим, что вам повезло, и вам достался отличный ситтер. Вы с ним заранее договорились о том, каким образом вы будете просить его помощи, каким образом он будет напоминать вам дышать и т. д.

Сессия

Вы выбрали себе место, расстелили свой коврик, приготовили плед на случай если начнет морозить, достали повязку на глаза, подложили что-то под голову для удобства, сбегали в туалет — ведущий объявляет начало, включает громкую музыку, начали. Укладываемся на спину, повязку натягиваем на глаза, дышим глубоко и часто. Начинает кружиться голова, или ощущения проваливания — возникают опасения, что от этого может в организме что-то плохое приключиться. Ничего плохого не случится, продолжаем смело, если возникает ощущение проваливания — смело проваливаемся.

Дышать лучше ртом, или носом и ртом. Спустя некоторое время может начать сушить рот — ничего страшного, во рту спустя какое-то время образуется пленка, и сушить перестанет. Первые пять-десять минут самые тяжелые: в это время возникает серьезный дискомфорт, может появиться желание все бросить и уйти — это просто надо пережить. В умных книжках пишут, что в это время преодолевается сенсорный барьер: Эго сопротивляется изменению состоянию сознания, отсюда дискомфорт и все остальное. По моему опыту, действительно тяжелый вход в сессию в первые несколько раз: потом просто проваливаешься как топор, безо всякого негатива. Примерно сессии с двадцатой у меня вообще исчезли негативные ощущения при входе в сессию: просто проваливаешься и все.

Когда сенсорный барьер преодолен, и становится легче — самое время разгонять до максимума свое дыхание, я чуть выше писал как это делается. Все, сессия началась. Поддерживайте дыхание и наблюдайте за тем, что происходит. Вы уже в глубоком трансе. Может показаться, что ничего не изменилось — но если вы попытаетесь встать, то сразу почуствуете, насколько изменилось состояние сознания.

В тот момент, когда материал полезет в сознание, вы можете оказаться вовлеченным в этот материал — и начать сопротивляться его проработке. Здесь как никогда может оказаться полезной практика осознанности, о которой я писал. Попробуйте изменить свое положения из вовлеченного участника в невовлеченного наблюдателя. Это весьма непросто, но иногда бывает возможно.

В холотропном дыхании особо оговаривается, что дергаться или двигаться не возбраняется. Но тут есть один тонкий нюансец, о котором желательно знать. Очень часто во время сессии тело действительно начинает дергаться или двигаться само. В этом случае нужно ему позволять это делать. Но бывает такое, что когда зажатый материал начинает прорываться в сознание, Эго начинает этому сопротивляться. У вас может возникнуть желание ритмично размахивать руками, стучать ногами в пол, перевернуться набок или сделать что-то еще. И если вы пойдете на поводу у своего Эго, то материал так и останется в зажатом состоянии. Вот тут очень полезно применять практику осознанности. Рассмотрите внимательно это свое возникшее желание. Откуда оно взялось? Грань между «тело двигается само» и «Эго посредством движений уводит внимание от проблемы» весьма тонкая, так что поймать ее непросто — но возможно.

Есть еще один момент, о котором обычно говорят на инструктаже перед сессией. Бывает, что холонавта в первые минут двадцать сессии начинает неудержимо клонить в сон. И говорят, что задача ситтера — напоминать холонавту дышать, дабы он не уснул и не проспал впустую всю сессию. Я лично отношусь к этому моменту несколько иначе — если тело пытается уснуть, то пусть спит. Может ему так надо, и сегодняшняя сессия должна быть именно такой. Другое дело, вы засыпаете постоянно, а прогресса нет. Тогда наверное есть смысл попросить ситтера действительно проследить за тем, чтобы вы не уснули. Все это очень индивидуально — так что пробуйте, проверяйте.

Я где-то после сороковой сессии столкнулся с тем, что легко вхожу в состояние транса, но ничего не происходит — и прогресса почему-то нету. На одной из сессий я решил попробовать совместить холотропное дыхание и практику осознанности. Через десять примерно минут после начала дыхания, когда я уже был гарантированно в состоянии транса, я начал наблюдать за своими мыслями и ощущениями, не прерывая и не снижая интенсивность дыхания. Как-то незаметно я провалился в настолько глубокое состояние, что... В общем, с того момента я именно так и провожу все свои сессии. И именно с той сессии у меня начал прорабатываться трансперсональный материал — то, что можно назвать прошлыми жизнями, а также то, что вообще никак назвать нельзя... Именно во время такой сессии у меня произошла трансформация сознания, которую иначе называют «Смерть Эго».

По завершении сессии, - не спешите вставать. Полежите минут десять, придите в себя. Затем можно тихонько (чтобы не мешать тем, кто продолжает сессию) пройти куда-то, где лежат заготовленные заранее рисовальные принадлежности и чай. Обычно после сессии хочется пить и просыпается аппетит. Нарисуйте то, что вы видели во время сессии, что с вами происходило. Рисуйте даже если не умеете — тут важен сам процесс, а не результат. У меня неоднократно бывало такое, что осознание того, что именно происходило со мной во время сессии, возникало в процессе рисования.

Удачи ))

Вопросы можно задать здесь: Блог о просветлении

или здесь

автор Андрей Монастырлов

Катманду
2135 интересуются