Допустим, у вас нет миллиарда долларов. По крайней мере, такая вероятность существует. Что делать, если внушительная сумма прячется не только по карманам мировой элиты, но и затаилась в ожидании нового хозяина где-нибудь на дне? Само собой, настолько неловкая ситуация привлекает горячие головы со всего света, которые мечтают раздобыть клад.
17 миллиардов долларов, больше одного триллиона рублей (по нынешнему курсу) - именно та сумма, в которую оценивается содержимое трюмов галеона “Сан-Хосе”, который отправился на встречу с рыбами еще в 1708 году, и с тех пор не давал покоя искателям наживы и приключений. Корабль принадлежал к той самой касте, за которой охотились еще во время Войны за испанской наследство - “Сан-Хосе” принадлежал к золотому флоту.
Военно-транспортная флотилия спешила вывезти богатства из колоний, чтобы озолотить метрополию и не позволить Англии или Голландии перехватить запасы. Испанские корабли забирали с собой грузы золота, серебра, драгоценных камней, контрабанды, колониальных товаров - словом все, что представляло ценность. Само собой, таким образом Испания рисовала крупную мишень на своих кораблях, к которым стекались стервятники всех морей.
Путь на дно
“Сан-Хосе” выдвинулся вместе с 16 другими кораблями под командованием генерала дона Хосе де Сантиллана, чтобы доставить ценный груз на родину. Для этого требовалось немного - всего лишь пересечь океан. Желательно, без пушечных залпов. 64-пушечный галеон был флагманом с водоизмещением около 700 тонн. Испанцы смогли запихнуть в трюмы около семи миллионов песо, а также драгоценные камни и другие побрякушки. Флот стоял в Портобелло и решал крайне важную задачу - когда выдвигаться в путь. Поступили известия, что окрестные моря бороздят 4-6 вражеских кораблей, которые так и мечтают оставить пробоины ниже ватерлинии. В конце концов было решено не медлить с доставкой и совершать переход немедленно. Испанцы полагали, что у них будет достаточно времени, чтобы скрыться от преследования. Наивно.
Спустя 10 дней после выхода из Портобелло армада приблизилась к Картахене. Несмотря на все старания, испанцы так и не смогли войти в гавань из-за причуд погоды - встречный ветер вдоволь поиздевался над моряками. А 8 июня испанцы обнаружили на горизонте четыре английских корабля, которые старательно разминали кулаки. Ближе к вечеру адмирал приготовился встречать врагов, которые превосходили их по боевой мощи.
Английский адмирал Ватер направил свой 72-пушечный линейный корабль “Экспедиция” на рандеву “Сан-Хосе”. Он воспользовался преимуществом в силе, подготовке экипажа и растерянностью испанцев, начав выкашивать личный состав на галеоне. Противники метались под ядрами, но мало что могли противопоставить. Полуторачасовая схватка двух флагманов завершилась закономерно - “Экспедиция” попала в пороховой погреб, и “Сан-Хосе” отправился на дно.
“Мой корабль находился немного в стороне на расстоянии пистолетного выстрела, так что высокая температура от взрыва обдала нас горячей волной и куски досок оснастки выбросило нам на борт. Мы быстро побросали их за борт. Оно немедленно затонуло со всем богатством”, - так написал о событиях морской битвы сам адмирал Чарльз Вагер. Нетрудно догадаться, что противники осознавали всю ценность груза. Из 600 членов экипажа “Сан-Хосе” выжили только одиннадцать, а солидный куш на долгие три столетия скрылся в подводной могиле.
Война за сокровища
Призрак галеона веками будоражил сознание честных (и не очень) искателей приключений. В погоню за сокровищами бросился даже Флорентино Ареса, лирический герой романа “Любовь во время холеры” Габриэля Гарсии Маркеса. Пусть он не умел плавать - но цель была благородной.
В 1980 году одна американская компания вызвалась найти морское захоронение, настойчиво стучась в двери правительства Колумбии. В 1994 году Sea Search Armada все же смогла найти место, где затонул корабль, но в последующие годы судьбу клада решали в судах. Колумбия рассматривает “Сан-Хосе” в качестве национального и археологического достояния, компания требует свою долю, а права на сокровища могут предъявить как Испания, так и другие страны. В 2015 году сотрудники Колумбийского института антропологии и истории все же отыскали останки адмиральского корабля, но радоваться было рано - судебные тяжбы не прекращались.
В 2016 году министр юстиции Испании заявил, что Мадрид вновь обозначил права на галеон. По словам Рафаэля Катала Поло, судно должно принадлежать государству, под флагом которого оно следовало в день крушения. Кроме того, испанцы настаивают на том, чтобы корабль оставался в пучинах моря в знак уважения к культурному наследию Однако в том же году президент Колумбии Хуан Мануэль Сантос во всеуслышание заявил, что страна не оставит попыток поднять корабль.
Развязка близка
Наконец, в мае 2018 года останки “Сан-Хосе” продемонстрировали общественности. Никаких сомнений в происхождении судна нет - на борту обнаружили 62 пушки, на которых были выгравированы дельфины. И, само собой, те самые сокровища на 17 миллиардов долларов. Солидный куш, как ни крути.
Несмотря на то, что останки были частично скрыты под морскими отложениями, специалисты получили качественные изображения и продолжили работы. К слову, в этом им помогает подводный робот REMUS 6000, который неоднократно проявлял себя в других поисковых операциях. Чудо техники предоставили в Океанографическом институте в Вудс-Хоуле.
Колумбия воодушевилась и сообщила о создании музея, посвященного затонувшему галеону. Именно туда планируется отправить все находки, которые рассчитывают поднять с морского дна. Пока считается, что именно Колумбия выиграла спор о принадлежности сокровищ. Но только пока.