Сегодня мы вспомнили Вормсский эдикт 1521 года, по которому был объявлен еретиком Мартин Лютер... По совпадению, в этот же день 1666 года в Москве на церковном соборе расстригли протопопа Аввакума.
…Вся жизнь этого священнослужителя была крестным ходом – воистину, он не знал компромиссов!.. Сохранился рассказ о том, как, исповедуя грешницу, протоиерей ощутил «огонь блудный» – не медля, он возложит руку на пламя свечи и будет держать, «дондеже угасло злое желание».Не менее требователен был Аввакум к пастве и собратьям по цеху – в результате, его многократно зверски избивают, кидают в реку, выгоняют из дома, грабят – не раз священнику приходится бежать, меняя приход. В конце концов, принципиальный протопоп окажется в Москве – и немедля сцепится с патриархом Никоном (кстати, своим бывшим добрым знакомым). Дискуссия вышла из-за начавшейся церковной реформы… Аввакум настаивал на приоритете древнерусских книг – патриарх предпочёл греческие.
…С прискорбием вынуждены сообщить: никаких диспутов, привычных нам по средневековой Европе, не последует: Аввакума заковали в цепи, бросили в подвал – и уже тогда собрались, было, расстричь… но за узника заступится царь Алексей Михайлович – и протопоп отправится в ссылку…
…Здесь он проведёт десять лет, перемещаясь всё дальше: из Тобольска – в Енисейск; далее – в Братский острог и Даурскую Землю – одним словом, доберётся до Амура. Всё это время Аввакум не переставал «бранить ересь Никонову» – и, заодно, обличать местную власть. Перенесённое им за это время составит толстый том – но протопоп оставался непреклонен. (Кстати, как говорят, его главный мучитель, воевода Пашков, ещё при жизни своего арестанта пострижётся в монахи).
…К 1663-му году уже Никон окажется в немилости – Аввакума реабилитируют и вернут в Москву. (По тем временам, на это ушло ещё три года). Царь встретит жертву гонений ласково – однако протопоп и не думал поступаться убеждениями: с прежним пылом он обрушится на уже свершившуюся церковную реформу!.. Алексей Михайлович не раз пытается уговорить Аввакума умерить пыл – ничуть не бывало; его снова ссылают (на этот раз поближе – в Архангельскую область)… он продолжает проповедовать! (Между прочим, у опального протопопа появляется немало сторонников по всей Руси; за пылкого священника ходатайствует даже царица!..)
…В конце концов, случится то, с чего мы начали – Аввакум выслушает проклинание – и ответит архиереям встречной анафемой; его вновь запрут на год; его сподвижников казнят – а непреклонного расстригу сошлют на Печору. Здесь он просидит четырнадцать лет в заточении, не переставая рассылать письма – одно из них и решит судьбу непреклонного старца. (В то время Аввакуму перевалило за шестьдесят). Новый царь, Фёдор Алексеевич, возмутится нападками на покойного отца – и проповедника сожгут в срубе...
P.S. …Так мистически пересеклись в этот день судьбы двух бескомпромиссных священников… а ведь многие исследователи находят немало общего у старообрядцев и протестантов... Впрочем, это – совсем другая история.