У музыки всегда есть форма.
Если кажется, что формы нет, вероятно, она рондообразная, сюитоподобная или просто текстомузыкальная. Но сейчас не об этом.
Какую форму мы слышим чаще всего? Конечно, куплетную. В этой форме пишутся песни. Куплеты могут быть с припевами, а могут быть и без них. Интересно, что некоторые песенные суперхиты-на-все-времена написаны в другой форме… Но о них в следующий раз.
Одна из самых сложных музыкальных форм — сонатная. Среди форм классической музыки сложней не найти. Позже возникали гибриды сонаты с другими формами: рондо-соната, соната-вариации... Но это другая история.
Сонатная форма настолько гибкая и богатая, может заключать в себе столько смыслов, что у музыковедов иногда случается профзаболевание и они начинают видеть сонатную форму буквально всюду — от романов Достоевского до узоров на ковре. Интересно, бывает ли сонатная форма в рэп-батлах?.. Но это уже совсем оффтопик.
В понимании музыки огромную роль играет слуховой опыт. Сейчас мы настолько привыкли слышать куплетную форму, что всё чуть более сложное может казаться непонятным и устаревшим. Особенно, конечно, соната. Но когда-то сонаты были в моде и ничего особенно сложного в них не слышали. Привычка!
Один слушатель заметил, что сонатная форма — это как саундтрек, только непонятно к чему. Так и есть. Соната — это сюжет.
В то время, когда каждый год писались сотни сонат, слушатели хорошо знали их сюжеты. Сюжетов было не так много и, в общем-то, тех же самых, какие чаще всего встречались в тогдашней литературе и живописи.
Сюжет мог быть сентиментальным: мужественная главная партия встречает женственную побочную, галантно ухаживает за ней и, наконец, завоёвывает в счастливой репризе.
Сюжет мог быть пейзажным: мирно пасутся стада, поют птицы, но вдруг налетает гроза...
Мог быть философским: главная партия мечется и не находит покоя, но мудрая и просветлённая побочная указывает ей путь.
Простые сюжеты сонат были настолько привычными и так легко читались, что позже их стали обыгрывать и вводить в них неожиданные повороты. А к двум основным темам добавилось множество других, нередко более ярких и запоминающихся, чем основные. Вступление, связующая и заключительная партии, эпизод в разработке... С налёту в этом действительно нелегко разобраться.
Одну из самых сложных по устройству классических сонат написал Ференц Лист. У него в фортепианной Сонате си-минор — рекурсия, эпизод в разработке (см.схему) сам по себе имеет сонатную форму.
Сонатная форма вовсе не ушла в прошлое.
Конечно, композиторы-академисты по-прежнему пишут сонаты. Но интересней, что сонатные методы и приёмы сейчас живут... да, в саундтреках к фильмам. В хорошем саундтреке должно быть несколько тем и эти темы должны отличаться друг от друга. Темы существуют не сами по себе, а воплощают образы из фильма. По мере развития сюжета темы взаимодействуют, сталкиваются и изменяют друг друга. Из одной темы может вырасти другая... Всё это — приёмы развития из сонатной формы.
Обычно видеоряд первичен. Под него композиторы пишут музыку, а звукооператоры — подбирают. Но есть и обратные примеры.
Мультфильм "Reversal of the Heart" ("Возвращённое сердце") — замечательный визуальный контрапункт к Второму концерту Рахманинова.
"Контрапункт" — одновременное сочетание двух или больше самостоятельных мелодических голосов.
Видеоряд не иллюстрирует музыку, он проводит собственный оригинальный сюжет. Но развитие этого сюжета (и цветовая гамма кадра!) полностью соответствует развитию сонатной формы.
Поглядим на сонатную форму!
К сожалению, тему вступления мультипликаторы отрезали и присочинили несколько тактов от себя (зря!). Музыка Рахманинова начинается с 1.10.
С 1.24 звучит главная партия сонаты в экспозиции. Ей соответствуют зловещие события и тёмные краски кадра. С 3.24 вступает побочная партия, а с ней — мирные кадры и светлые (по большей части) краски; угроза и печаль отступают на время.
Разработка сонатной формы начинается на 5.45. Сюжетные повороты и смена цветовой гаммы практически точно соответствуют смене мотивов: мрачные краски, появление рыцаря-мстителя — мотивы главной партии, светлые кадры с магом и драконессой — мотивы побочной.
С 7.43 начинается реприза, а с 9.30 снова звучит побочная партия. На этот раз "отражением" темы побочной в сюжете становится волшебное спасение (хоть и не для всех).
И на 10.03 вступает кода.
Ссылки:
Подробный анализ с нотными примерами, но без связи с мультфильмом.
___________________________
Даже мёртвого музыковеда радуют лайки и подписки. Спасибо!