После завершения операции "Оливковая ветвь" и захвата курдского кантона Африн на севере сирийской провинции Алеппо возник закономерный вопрос: а что Турция планировать с отжатыми территориями делать дальше?
Надо понимать, что Эрдоганом движет отнюдь не желание разделаться с "курдскими террористами" - султан, ни много, ни мало, поговаривает о возрождении Османской империи, а зачистка курдских территорий с постепенным отжиманием севера Сирии и Ирак под себя отлично укладываются в канву этого замысла.
Разграбление Африна, конечно, место имеет, но планы на него у турков далекоидущие. Помимо послевоенного восстановления кантона уже сейчас запущен процесс перекраивания северной Сирии.
Управление ООН по координации гуманитарных вопросов подготовило доклад: Турция проводит насильственную репопуляцию афринского кантона. С точки зрения турецких властей гораздо выгоднее, чтобы под боком жили куда более приятные для турков арабы и ручные "борцы с Асадом", нежели курды, которым при рождении предписано стать сепаратистами и террористами (опять же, с позиции турков). Число афринских беженцев немаленькое - в результате "Оливковой ветви" из кантона ушло 137 тысяч курдов.
4 мая на территории, подконтрольные силам "Щита Евфрата" прибыла автоколонна с более чем 600 беженцами, в основном, палестинцами из Лагеря Ярмук и окрестностей. Позднее их переправили в лагерь для временно перемещённых лиц в н.п.Дейр Балут под Африном. Причём, эта партия - не первая. Беженцев в Африн перебрасывают регулярно, а вот курдов, наоборот, в свои дома пускать не спешат. Конечно, здесь тоже без перегибов, но местных иногда мягко, иногда грубо заворачивают обратно, а их дома отдают арабам.
Дорога в кантон закрыта не только для курдов - агентства и представителей ООН туда тоже не пускают, в отличие от пресловутых "Белых касок" и организаций, которые либо подконтрольны Турции, либо принадлежат союзникам.
Курдам и оказавшимся вне турецкого закона "Отрядам самообороны" это не нравится: в начале мая был убит один из лидеров "зелёных" боевиков, Джамаль аз-Захул, который вёл переговоры на предмет открытия исламских судов и полицейских участков, а также переброске дополнительных беженцев в Африн.
Правда, не всех беженцев это устраивает - некоторые выходцы из Восточной Гуты от домов и квартир в Африне воротят нос: для них что Асад, что русские, что турки - все узурпаторы и злодеи, поэтому от них ничего даром не нужно. Правда, 150 семей из Восточной Гуты всё-таки расселили.
Беженец из Восточной Гуты занял аптеку под мясную лавку:
Помогает расселять беженцев местная полиция - 700 экс-боевиков "Свободной сирийской армии", прошедшие специальные курсы переподготовки в турецком Хатае. Полицейские вскрывают дома и контролируют размещение арабских семей.
Есть и недовольные - в первую очередь, курдские боевики в составе ССА, но они в меньшинстве и их никто не слушает. Самые ретивые время от времени "пропадают" или гибнут от шальной пули. Геноцид курдского населения стал делом обыденным - время от времени пропадают курдские девушки, а патрули натыкаются на зарезанные ночью трупы. Если верить данным т.н. "Сирийского женского совета", то в число грехов протурецких боевиков включили этническую чистку, резню, тотальное непризнание прав женщин, пытки и убийство заложников, сожжение книг, похищение детей и разграбление кладбищ. Турецкое правительство намеренно создаёт невыносимые условия для оставшихся и вернувшихся курдов, вынуждая их бежать из кантона, - чем меньше будет курдов, тем больше будет арабов.
Усилия Турции направлены и на восстановление - новая территория должна приносить барыш, её необходимо отстраивать и рекультивировать. "Оливковая ветвь" завершилась 18 марта, прошло уже больше 2 месяцев, сформирован местный управляющий совет, рынки и магазины частично функционируют. За исключением цен на продукты - ряд товаров местные просто не могут себе позволить - всё почти вернулось к довоенному времени.
Через местный совет Турция "завязывает" всё решение вопросов на своих управленцев и их кураторов. У местных предпринимателей и дельцов выбора нет - собственными силами никто ни дела открыть не может, ни разрешение получить. Приходится идти на поклон к местному совету и через них добиваться турецких льгот.
В 10 утра ежедневно на улицы выходят мусорщики и рабочие, которые разбирают завалы и подметают аллеи - местный совет закупил по льготным кредитам спецтехнику и нанял уборщиков. Уже функционирует с десяток швейных мастерских, отстраиваются фабрики.
Плотину Миданки к северу от города тоже привели в порядок и подлатали. Насосные станции уже работают и снабжают водой не только Африн, но и Аазаз, который турки захватили ещё в прошлом году. Турция уже пообещала выделить средства на восстановление всей ветки водоснабжения и электропитания.
В свете всего вышесказанного довольно странно читать новости о возвращении Африна Асаду. Турция уже начала вкладывать деньги в кантон и завязала его в административном плане на соседний Хатай. Отказ от всего этого - это урон как экономический, так и политический.
Впрочем, турецкому руководству переобуваться на лету не впервой - всё ведь зависит от цены предложения.
Подписывайтесь на канал "Рыбарь" в Telegram: https://t.me/rybar