Эволюционная модель
Все явления нашей Вселенной разделимы на два типа:
- Явления сотворённые как есть;
- Явления ставшие такими какие они есть в результате процессов преобразований - эволюции либо инволюции, где инволюция с точки зрения ИНВОУ (Иерархически наивысшего всеобъемлющего управленца) это разновидность эволюции вообще, т.к. она подчинена определённого рода целесообразности и вложена в объемлющие процессы.
Примеры явлений первого типа - это биологические виды планеты Земля, являющиеся такими какие они есть изначально, в момент своего появления - хамелеон не потому меняет цвет, что он так эволюционировал в стремлении выжить, а он изначально сотворён таким, что способен менять свой цвет по своей хамелеонской целесообразности, для того, чтобы иметь возможность выживать.
Пример явлений второго типа - геологические преобразования планеты Земля, имеющие определённую направленность изменения ландшафта.
Так же можно говорить о явлениях комбинирующих в себе свойства первого и второго типа, когда часть параметров относящихся к фундаментальной части явления - неизменны как изначальная данность, а часть параметров относящихся к адаптационной части явления - изменяются в неком эволюционном процессе. Таковым, например является информационно-алгоритмическая составляющая человечества как целостного единого организма: в фундаментальной части неизменяемая генетико-инстинктивная информация и алгоритмика (выживание, потребление, доминантность и пр.), в адаптационной части социо-культурная информация и алгоритмика (языки общения, технологии, нормы морали и пр.).
Однако, не зависимо от того, к какому типу явлений относится данное явление, часто бывает полезно не эволюционно возникший объект рассматривать как эволюционно возникший, а эволюционно возникший объект рассматривать как не эволюционно возникший. Такой приём позволяет выявить ряд значимых параметров явления, определить причины его существования, его назначение в этом мире и мн. др.
Например, эволюционная модель имеет то преимущество, что позволяет рассмотреть некое явление, как развивающееся в причинно-следственных цепочках от неких исходные причин, во множестве изменяющихся условий к имеющимся на данный момент следствиям. Как уже было сказано, хотя есть случаи, когда эволюционный подход к рассмотрению возникновения некоего явления не является отражающим суть происходивших процессов, в силу того, что эти явления были сотворены не в исторически длительных интервалах времени развиваясь в причинно-следственных связях, а они были сотворены "одномоментно" при возникновении Иерархически наивысшей целесообразности их возникновения, всё же даже для таких случае бывает полезно рассмотреть становление этих явлений через эволюционный подход, для более глубокого понимания ряда причин того, почему данное явление является таковым каково оно есть, а не каким-то иным.
Главное при этом отдавать себе отчёт о том, что данные полученные на основе эволюционной модели это одно, а сама эволюционная модель это совсем другое. Имеется ввиду в том смысле, что не следует отождествлять эволюционную модель в отношении явления первого типа с реально происходившими процессами. Это является частой ошибкой, когда субъект рассматривающий некое явление как следствие эволюционного процесса, после получения необходимых выводов не отделяет эти выводы от созданной умозрением модели эволюции, и тем самым адекватные выводы становятся смешанными с не имевшими места в реальности процессами, что приводит ко второй волне ошибок у тех личностей которые начинают сами пользоваться этими моделями отождествляя их с реально происходившими событиями.
Важно уметь использовать модель и отделять модель от получаемых необходимых выводов.
Примером эволюционной модели является рассмотрение становления биологического вида Homo Sapiens, процесс эволюции как таковой на Земле, процесс развития Вселенной и т.д.
Назначение интеллекта
Главная задача всякого интеллекта это обслуживание процесса достижения целей.
Интеллект — процесс, организованный на материальных носителях, проявляющийся как результат работы алгоритма выбора и определённого преобразования полученной информации в русле достижения имеющихся целей, в результате действия которого решаются три основные задачи управления: задача о предсказуемости, задача о соответствии высшему, задача об оптимальности.
Задача о предсказуемости - задача по определению последствий изменения тех или иных параметров управляемого процесса, а так же задача по определению подобных изменений под действием факторов не связанных с собственным управлением (возмущающие воздействия среды, стороннее управление, внутренние изменения в системе управления и т.д.).
Задача о соответствии высшему - задача по определению соответствия адекватности совершённых, совершаемых либо намереваемых совершиться действий более высоким уровням управления, вплоть до Наивысшего всеобъемлющего управления в частности выражающего свою оценку действий и намерений Совестью и Стыдом.
Задача об оптимальности - задача по нахождению максимального либо минимального значения контрольного параметра, определяемого как наилучший в принятых системах ограничений.
Комплексное решение интеллектом всех трёх задач является необходимым условием для поддержания должного качества управления.
Интеллект является общеприродным явлением и не относится только к человеческой форме жизни. В зависимости от характера, уровня и сложности достигаемых целей, форме жизни назначается тот или иной интеллект, различающийся по мощности, имеющимися алгоритмами преобразования информации, характером алгоритмики, скоростью обработки, материальным носителем, механизмами сборки и т.д. При этом чем сложнее форма жизни и чем более она относится к социальным формам жизни - т.е. формам жизни организующимся в определённые группы/стаи/общества для совместного решения общих и личных задач в коллективном объединении своих способностей - тем больше дифференцировка одного и того же интеллекта по уникальным типам. Для человеческой формы жизни, такая дифференцировка выражается типами интеллекта (типами инстинкта - интеллект это особая разновидность инстинкта).
Тип интеллекта - разновидность интеллекта с уникальным (в сравнении с другими типам интеллекта) набором критериев обработки и преобразования информации, определяющих множество допустимых значений, получаемых информационных модулей.
Для биологического вида Homo Sapiens выделяют восемь ТИ - типов интеллекта (см. рис.1):
- СиТИ - синтетический;
- АнТИ - аналитический;
- ЛоТИ - логический;
- НаТИ - наглядно-действенный;
- ОбТИ - образный;
- АбТИ - абстрактный;
- ВеТИ - вербальный;
- МаТИ - матричный.
Если говорить об интеллекте биологического вида человек называемого разумный, он как носитель интеллекта был сотворён одномоментно вместе со своим интеллектом, причём сотворён он был не в одиночку и даже не парой а группой (возможно что и не одной и не в одном регионе Земли) с минимально необходимой численностью для продолжения вида.
Одна из классификаций интеллекта представляет его в виде иерархии: минералы, расстения, животные, человек. Где каждый следующий уровень включает в себя все предыдущие уровни.
Кроме того, помимо интеллекта внутримирного, относящегося к нашей Вселенной, существует ещё нечто так-же воспринимаемое нами через наши стереотипы как несущее интеллект, но выходящее за пределы нашего мироздания - иерархически наивысший всеобъемлющий управленец. В связи с непостижимостью ИНВОУ, мы не можем говорить в абсолютном смысле о Нём как о носителе интеллекта, а так же приписывать ему любые другие категории нашего мира. Однако конкретно для ощущений людей стремящихся постигнуть ИНВОУ, Он носитель интеллекта. Его деятельность в наших ощущениях носит интеллектуальный характер и выражается в иерархически наивысшей целесообразности тех или иных событий, явлений, обстоятельств через которые Он и управляет нами и обращается к нам.
Эволюционная модель развития интеллекта
Три основные задачи управления - о предсказуемости, о соответствии высшему, об оптимальности - решаются всяким интеллектом в двух направлениях:
- Для обеспечения пребывания в среде, включающем в себя сохранение суперсистемы в целом и сохранение себя, где объективно первое обладает наивысшим приоритетом, хотя в субъективных ощущения чаще всего наивысшим приоритетом воспринимается второе;
- Для реализации целей в отношении среды, так же включающее в себя уровень суперсистемы в целом и личный уровень, и также обладающее особенностями приоритетности того и другого уровня.
Внутримирный интеллект человека, называемого разумный, был сотворён сразу и как он есть. Однако, памятуя о допущениях, упомянутых ранее, очень кратко и по верхам рассмотрим эволюционную модель развития интеллекта в Ноосфере Земли до уровня интеллекта человека, в русле достижения целей второго направления – целей в отношении среды.
Главная цель в отношении среды на планете Земля: Приведение алгоритмов оценок и принятия решений - нравственности - Ноосферы к стандартам Божественной нравственности. В результате такого исправления, оценка и решение принятое Ноосферой с нравственной точки зрения не будет отличаться от решения, принятого ИНВОУ в этой же ситуации.
Несмотря на её сильную упрощённость, воспользуемся уже упомянутой выше классификацией интеллектов где каждый последующий уровень включает в себя предыдущие.
На начальном этапе развития, основная цель в отношении среды – формирование ландшафта. Для её реализации создаётся обслуживающий её интеллект минерального уровня.
Минеральный уровень обладает некой минимальной степенью интеллекта достаточной для реализации поставленной цели. Носителями интеллекта минерального уровня являются вода, воздух, горы и пр. формы минеральной жизни, например, камни называемые драгоценными.
В русских сказках и былинах сохранены эпизоды общения главных героев, с речкой, лесом, ветром и т.д. Есть основания полагать, что в прошлом наличие жизни и интеллекта, а так же определённой этики не только приписывали формам жизни отличным от человеческой, но даже имели возможность вступать в осмысленный обмен информацией с ними.
Одни из ярких представителей минерального уровня интеллекта это камни, называемые драгоценными. Драгоценные камни – носители минерального интеллекта – являются живыми существами. Например, если сделать срез драгоценного камня, то можно увидеть у минерала ядро, цитоплазму, органеллы, оболочку, всё как в живой клетке (см. рис. 2).
Минеральная жизнь размножается, перемещается и даже поедает друг друга. Например, скорости рождения и смерти камней очень низкие, а сроки жизни очень большие по сравнению с привычными нам темпами жизни. Камень несёт с собой биополе влияющее на биополя других живых существ. Отсюда возможно такое направление в медицине, как литотерапия. Даже спиленный и раздробленный камень умирает - оставляет биополе - сотни и даже тысячи лет, посему лечебный эффект от него и прочие влияния сохраняются из поколению в поколение, и "волшебные" фамильные перстни предаются от бабушке к внучке не одно столетие.
На следующем этапе при сохранении целей формирования ландшафта, появляются цели создания среды пригодной для жизнедеятельности белковых живых существ. Для достижения этих целей создаётся интеллект уровня растительной жизни.
Интеллект растительного уровня решал задачи по приведению атмосферы, гидросферы и литосферы к состояниям пригодным для того, чтобы носители интеллекта следующего уровня могли решать свои задачи в отношении среды, в том числе за счёт питания носителями растительного интеллекта.
Перед интеллектом животного уровня стояли цели завершения формирования биогеоценозов на земле. Сформировались пищевые цепочки. Сложившиеся биогеоценозы обрели свойства условной замкнутости и самоподдержки существования при условии своевременного поступления общеприродных материально-энергетических потоков и сил - солнечного света, воды и пр.
По достижению упомянутых выше и многих других целей, формирование жизни на земле завершилось. Все цели которые могли быть достигнуты посредством минерального, растительного и животного уровня интеллектов были достигнуты. Все дальнейшие преобразования на Земле, это лишь смена формы но не сути. Это касается как времён динозавров, древних "чудовищ" так и современной флоры и фауны.
Носители всех упомянутых уровней интеллектов, по отношению к локализации этого интеллекта, характеризуются двумя понятиями: понятие о ядре личности и понятие о личностной периферии.
Ядром личности называется область физиологического и биополевого содержания организма личности, условно замкнутая от окружающей среды и характеризуемая, как статистически упорядоченными значениями однотипных параметров среди множества аналогичных личностей, так и уникальными параметрами которые также можно свести в ту или иную статистику.
Личностной периферией называется область в первую очередь биополевого (ноосферно-эгрегориального) и во вторую очередь вещественно-информационного содержания (например, дом построенный личностью или книга написанная ею, это её личностная периферия) относящаяся к личности и являющаяся частью единого для всех жизненного пространства.
Совокупность личностных периферий объединены в видовые эгрегоры и являются частью Ноосферы планеты Земля.
Реально, сотворение идёт от Ноосферы к личности, где в процессе появления живого существа определяется его личностная периферия и развивается его личностное ядро.
Задача ядра личности - меняя себя менять личностную периферию.
И если раньше это касалось формирования ландшафта планеты Земля, то после развития животного уровня интеллекта пришло время преобразования Ноосферы. Другими словами, на следующем шаге развития, возникла цель по изменению психической составляющей Земли - нравственной составляющей единого биополя - Ноосферы и как следствие из этого возникла потребность в появлении интеллекта нового уровня - человеческого.
Особенности интеллекта человека
Достичь цели нравственного преобразования Ноосферы посредством интеллекта животного уровня оказалось невозможным в силу ряда причин.
1) Мощность интеллекта животного уровня такова, что не позволяет включить в свои представления важные системы стереотипов распознавания и управления рядом процессов (нравственно-этические, трансцендентные (выходящие за пределы тварного мироздания), сложные общекультурные, глобально-исторические, языковые и пр. процессы).
2) Сам принцип и механизм работы интеллекта таков, что он осуществляет реализацию решения в логике соответствия исходным данным (в первую очередь чувственно-эмоциональным) на базе которых идёт обработка информации. Например, информация о наличии голода в организме (чувство голода) обработается интеллектом в направлении уменьшения её амплитуды, т.е. удовлетворения чувства голода.
3) В силу тех же особенностей работы интеллекта, попрание значимости одних исходных данных, возможно только за счёт других исходных данных. Т.е. в примере с голодом, другое интеллектуальное решение могло бы возникнуть только в случае наличия дополнительных исходных данных, например морально-культурных (допустим, не принято в это время суток есть). Однако такое ограничение в еде, не есть свобода интеллекта в принятии решений.
Интеллект это просто механизм отрабатывающий многовариантную программу заложенную Свыше с известной предсказуемостью принятого решения на основе исходных данных, собственных целей, обстоятельств (в том числе предыстории и тенденций их развития) и приоритетов всего этого.
Но если постоянное потребление пищи при всяком возникновении голода можно было бы ещё считать не столь важным в развитии жизни на земле, не обращать внимание на такой недостаток интеллекта, однако, ряд вопросов нравственно-этического преображения Ноосферы может быть решён только посредством поднятия над этим интеллектуальным недостатком - т.е. когда интеллект игнорирует ряд исходных данных побуждающих к действию не за счёт других исходных данных а за счёт наличия у себя соответствующего свойства.
Решение задачи нравственного преображения интеллектом животного уровня при таких недостатках, в случае её решения под давлением Совести от Инвоу, будет являться не более чем марионеточной отработкой Божьей воли, хоть и завуалированной множеством ширм. Задача же нравственного преображения Ноосферы должна быть решена свободной волей интеллекта а не его марионеточной реализацией алгоритмов. Бытовой пример на эту тему. Если кошка научилась через собственные усилия не пакостить где не следует и не залезать на стол хозяев, это одно качество её развития. Если же она этому же научилась в результате формирования условного рефлекса: залезу на стол -> разочарую хозяев -> получу кнута – то это другое качество её развития говорящее о том, что никакого ЕЁ развития реально нет, а есть лишь наработка, в её программах принятия решения, определённых алгоритмов в ограничениях иерархически более высокого уровня. Т.е. кошка выбирает не между «правильно»/«не правильно» в отношении поведения на хозяйском столе в независимости от того какой из вариантов является более желанным, а между «одна желанная побудка»/«другая желанная побудка» (или эквивалентное этому «одна не желанная побудка»/«другая не желанная побудка») - в независимости от того, какая из них является правильной/не правильной.
Это одна сторона вопроса. Другая сторона вопроса заключается в том, что если Инвоу уберёт давление Совести, естественные механизмы и алгоритмы Ноосферы таковы, что следуя им в рамках недостатков 2 и 3 типа, невозможно даже в режиме марионетки решить задачу по нравственному преобразованию Ноосферы, ведь таковое преобразование требует сопротивления системе внутримирных (в частности Ноосферных) побудок, а побудка, это и есть то что является исходным данным для принятия решения в русле этой побудки в сторону её удовлетворения. Т.е. для реализации целей преобразования Ноосферы, есть потребность в наличии некого свойства позволяющего преодолевать систему побудок не за счёт других более сильных побудок а по целесообразности. Действие по целесообразности от действия по побудке отличается в первую очередь тем, что целесообразность не всегда имеет мощную побуждающую силу и влияние на результат принятия решения интеллектом, а потому без возможности сопротивляться побуждающим силам зашумляющим целесообразность, невозможно эту саму целесообразность реализовать.
Для того чтобы устранить указанные выше и другие недостатки, один из видов носителей животного уровня интеллекта, получил расширение интеллектуальных возможностей в двух направлениях.
1. Расширена мощность интеллекта настолько, чтобы в него можно было включить не включаемые ранее стереотипы распознавания и отработки различных явлений. А в пределе любых явлений с которым может столкнуться интеллект во Вселенной.
2. Предоставлено интеллекту новое качество – способность действовать вопреки естественной "логике" принятия решений в рамках предусмотренных правилами работы интеллекта.
Если оперировать таксономическими рангами биологической систематики, то именно Роду Люди были даны свойства пунктов 1 и 2. При этом, расширение интеллектуальных возможностей было сделано не одновременно а последовательно. Биологический вид Неандерталец рода Люди (Homo) из семейства гоминид в отряде приматов получил интеллект очень большой мощности в русле п. 1 но ещё не получил свободу в русле п. 2. Он явился промежуточным звеном между видом начавшим решение задачи по преображению Ноосферы и видом решающим не связанные с преображением Ноосферы задачи.
На следующем шаге, виду Человек разумный из того же рода, было добавлено свойство п. 2 - интеллекту было дано свойство обладания свободной волей.
Воля – это способность психики личности к целеполаганию из области сознания.
Свободная воля – воля не подчиняющаяся никаким побуждающим внутренним и внешним воздействиям.
Исторически известно, что на определённом этапе развития жизни на Земле, одновременно существовали оба биологических вида. Одному из которых были даны возможности только первого пункта – Homo neanderthalensis, а второму возможности обоих пунктов – Homo sapiens. Хотя есть основания полагать, что Неандерталец был значительно интеллектуально развитие, сообразительнее и т.д. нежели Разумный, но всё же последний одержал верх в борьбе за выживание благодаря именно наличию преимуществ п. 2 в его интеллекте. А человек называемый неандертальским был заложником системы интеллектуального принятия решений на основе побудок, в силу чего не мог в критические важные моменты выйти за рамки правил системы и оказавшись их заложником погибал.
Свободная воля даёт её носители возможность попирать правила существующей системы и действовать по своему усмотрению независимо от побуждающих сил.
Когда такая воля подчиняет себя своей же свободной волей нравственному правилу, то именно в таком случае происходит достижение целей нравственного преображения Ноосферы через двухуровневое взаимодействие ядро личности – личностная периферия, где меняя себя личность меняет подключённые к ней фрагменты Ноосферы.
Каким же образом, интеллекту была дана возможность действовать самостоятельно, как в нём возникло свойство свободной воли? Это стало возможным благодаря связи этого интеллекта с элементом Надмирной реальности. Очевидно, что из тех персонажей, которые находятся в какой-то формализованной системе, например в компьютерной игре, наибольшей свободной волей обладает тот персонаж игры, который связан с нечто выходящим за пределы формализованной системы - компьютера и программы игры, а все остальные персонажи не имеющие такой связи, как бы они ни действовали свободно, де факто являются марионетками отрабатывающими программу заложенную в систему - компьютерную игру. И только персонаж которым управляет (играет) пользователь сидя за монитором с манипулятором в руках, способен иметь наивысшую свободу – свободу целеполагания.
Подобием такого пользователя для нашей Вселенной является душа, проецирующаяся в нашу Вселенную как Сознание, отождествляющее себя с определённой областью интеллекта личности. Та область с которой отождествляет себя Сознание, называется Областью сознания. Именно наличие души позволяет обладать её носителю свободной волей и решать задачи, решить которые невозможно не обладая таковой. Где в частности:
а) При решении задачи о предсказуемости возникает возможность свободной волей включать параметры (например, наличие или отсутствие удовлетворения для ближнего от определённого действия) включение которых не стимулируется побудками естественного алгоритма интеллекта. И так же наоборот, по собственному произволу - исключать параметры .
б) При решении задачи о соответствии высшему, в случае выявления конфликта управления с высшим (вплоть до конфликта с Наивысшим), возникает возможность поддержать собственной волей управление высшего, не зависимо от мощности потока побудок стимулирующих поддержание иного управления. Это отличает человека, как носителя воли от животных (животное не в ругательном смысле, а в смысле особенностей работы интеллекта животного уровня) особого типа, тоже всегда поддерживающих Высшее управление - ангелов - они выполняют волю Наивысшего без собственного свободного выбора.
3) При решении задачи об оптимальности возникает возможность собственной волей включать или исключать из условий задачи определённые параметры, ограничивающие условия, их приоритеты, да и менять саму постановку вопроса.
Человек называемый разумным, это единственный вид на планете Земля обладающий свободной волей и душой. У всех остальных видов нет души и как следствие свободной воли.
Есть основания полагать, что могут быть единичные исключения для отдельных особей животных. Но это исключение для единичных экземпляров вида а не правило затрагивающее вид в целом, как это имеет место у вида Человек Разумный.
При этом следует подчеркнуть, что отсутствие души не лишает живое существо чувств, радости и страданий, ощущения голода, боли, холода, удовлетворения и т.д. Они так же чувствуют всё это в рамках предусмотренных для них Свыше возможностей. Отсутствие души лишает свободной воли но не чувств, эмоций, ощущений, мыслей и пр. атрибутов духа и тела.
Таким образом, на определённом этапе усложнения целей в Ноосфере, для того чтобы цели могли быть достигнуты, создаётся человеческий интеллект для обслуживания процесса достижения этих целей.
Цель - нравственного преобразования (устранять несправедливость) усилиями сами живых существ, требует подключения к интеллекту элемента фрагмента Надмирной реальности который способен дать интеллекту новое качество - свойство свободы. Такой Надмирный элемент это душа. А свойство которое она даёт называется - свободная воля. Теперь уже обладая свободной волей, интеллект Человека разумного способен менять качество управления Ноосферы (устранять несправедливость собственной волей преодолевая обстоятельства, и строить на Земле рай Божий своими усилиями, хотя и с божьей помощью) – какой процесс мы и наблюдаем в текущий момент, несмотря на то, что ряд субъектов биологического вида Человек разумный используют свою свободную волю для противостояния этому процессу. При этом вопрос о том, чья воля победит может быть открыт для некоторых, однако для Наивысшего он уже давно закрыт и решён таким образом:
Коран, 58 «20. Те, которые противятся Инвоу и Его посланнику, - они среди униженных. 21. Инвоу написал: "Одержу победу Я и Мои посланники!"»
***
Наверное эволюция интеллекта на Земле была не такова, как мы описали выше, однако модель эволюции интеллекта позволяет представить себе процесс освоения целей Ноосферы как целостный, последовательный и взаимосвязанный процесс с развитием жизни на Земле.
Приложение
Про Я
Сначала придётся сделать отступление, чтобы пояснить важные детали связанные с пониманием явления "Я".
Слова несут в себе ограничения, т.к. рассчитаны на описание только явлений этого тварного мира и описывать ими явления Надмирной реальности иногда бывает проблемно. В частности такая проблема есть с явлением "Я" когда его пытаешься объяснить словами.
Но всё же вводим следующие понятия.
- Есть индивид - это душа проецирующаяся в нашу Вселенную как сознание.
- Есть личность - это тело несущее дух (биополя), в совокупности являющиеся психикой человека. Психика поделена на бессознательную область и область сознания.
Соответственно есть два вида "Я". 1) "Личностное Я" - принадлежит личности, 2) "Индивидуальное Я" - принадлежит индивиду.
"Индивидуальное Я" - это то, кем является душа. "Личностное Я" - это текущее воплощение личности, например Фёдор Фёдорович, Елена Петровна и т.д. Т.е. "личностное Я" это и есть то с кем отождествляет себя "Индивидуальное Я". Т.е. душа (индивид) отождествляет себя с психикой "Фёдором Фёдоровичем". "Индивидуальному Я" не важно с кем себя отождествлять. В рамках нашей Вселенной, оно не имеет памяти, знаний и т.д. Поэтому возможно явление раздвоения личности. Т.е. когда психика расщепляется на 2 части, каждая из которых живёт независимо от другой. А душа отождествляет себя с любой из них тогда когда одна из них активна.
После "отдания концов", перед началом четвёртого этапа смерти, когда душа отделена от духа, "индивидуальное Я" уйдя в Надмирную реальность не считает себя личностью ("Фёдор Фёдоровичем"). "Фёдор Фёдорович" это тот самый дух - "личностное Я", который сейчас перевоплощается. А точнее даже перевоплощается не он а ряд компонентов его объективного вектора целей (целей оставшихся после него в Ноосфере) в совокупности с целями из других фрагментов Ноосферы.
Чтобы примерно понять как чувствует себя "индивидуальное Я" в моменты когда оно не отождествляет себя с "личностным Я", можно вспомнить кем являешься, кем себя ощущаешь когда спишь без сновидений (т.е. когда в область сознания ничего не выходит из безсознательных областей психики). Очевидно, что в таком состоянии продолжаешь ощущать себя самим собой, именно тем, кем ты и являешься, т.е. НЕ "Фёдором Фёдоровичем". "Фёдором Фёдоровичем" является психика - "личностное Я". Но во сне без сновидений "личностное Я" не имеет точки опоры, т.к. оно опирается только на то, что всплывает в область сознания. Когда в области сознания ничего нет, то субъективно для него самого, его тоже нет. Так же существуют разные упражнения позволяющие разотождествиться "индивидуальному Я" от "личностного Я". Можно поискать в источниках по Адвайте, либо послушать лекции Ольги Подоровской и Дмитрия Лейкина.
В контексте личностного и индивидуального "Я" дополнительно можно отметить, что просветлённость, осознанность и сознательность часто путают между собой или несправедливо отождествляют.
Просветлённость - состояние психики при котором имеет место неотождествление сознания (т.е. души) и области сознания (личности).
Сознательность - состояние психики при котором психические действия осуществляются по санкции области сознания, т.е. по разрешению воли.
Осознанность - состояние психики, при котором центр внимания направлен на сознательно целесообразные психические процессы отображаемые в области сознания, которое может сопровождаться пониманием происходящего а может не сопровождаться.
Хотя это разнокачественные понятия иногда одни из них считают урезанной версией других и т.д.
При разотождествлении, для упрощения мы говорим, что просветление воспринимается "индвидиуальным Я". Так же считают просветлённые и адвайта-веданта говорит об этом же.
Однако чтобы быть честным надо сказать, что на самом деле просветление тоже воспринимается "личностным Я". Ведь если просветление воспринимается только "индвидуальным Я", откуда психика ("личностное Я") знает об этом, помнит это и даже всем ходит и рассказывает об этом опыте? А дело в том, что если быть точным, просветление появляется тоже в "личностном Я", а именно оно связано с 10-м слотом области сознания "личностного Я".
Попробуем описать в первом приближении.
Суть 10-го слота такова, что в отличие от 9-ти слотов области сознания которые заполняются мыслями, эмоциями, ощущениями в теле и пр., 10-й слот получает информацию от индивида (души). Это слот в который поступает только информация, например выражаемая словами "я есть"/"я существую". Это слот в котором дух ощущает себя душой (как бы обратное отождествление - отождествление с душой духа). 9 слотов это слоты информация от которых поступает в 10-й слот и пропускается через "я есть"/"я существую" и таким образом происходит отождествление "я есть" с мыслями, ощущениями и т.д.
Если 9-ть слотов во сне без сновидений не получают никакой информации, то десятый слот даже во сне без сновидений даёт информацию "я существую" (даже во сне без сновидений где несчем себя отождествить, продолжаешь ощущать себя существующим). Десятый слот это точка перехода между духом и душой. Таким образом просветление это когда "личностное Я" отделяет информацию 9-ти слотов от информации 10-го слота. Т.е. не даёт информации 9-ти слотов смешаться/пройти сквозь десятый слот - смешаться с ощущением "я есть".
Мы просветлены, ощущаем свою душу, ощущаем себя как душу когда обращаем внимание на десятый слот.
Дополнительно про суть души и духа можно послушать лекции от имени ТО ЗЕНИТ где затрагивается эта тема.
__
16..27.05.2018
Публикация: 28.05.2018
Изменения 31.05.2018