О том, как выглядит сегодня рынок организованного въездного туризма в России, как он развивается и каковы его основные проблемы «Вестник АТОР» беседует с Александром Макляровским, руководителем департамента въездного туризма туроператора КМП групп.
- Насколько картина въездного турпотока 2017 года отличается от таковой в предыдущем году? Что поменялось? Виден ли рост?
- Рост в 2017 году по сравнению с предыдущим годом, несомненно, есть. Но этот рост не должен никого обманывать. Факт состоит в том, что у нас стало больше «некачественных» туристов, и меньше «качественных». И рост происходит как раз за счет первых.
- Интересно. А если конкретизировать содержание этих понятий?
- «Качественные» - или «классические», туристы соблюдают законы принимающей страны, здесь их принимают туроператоры, ведущие легальный белый бизнес, такие туристы приносят стране валютные средства и к тому же способствуют росту популярности России как туристического направления. «Некачественные» же не могут характеризоваться ни одной из приведенных выше характеристик.
- Если перенести это все на существующую структуру турпотока в Россию, какие страны поставляют нам каких туристов?
- «Качественных» туристов поставляют нам страны Европы, некоторые страны Юго-Восточной Азии, Латинской Америки. Но в целом, таких туристов становится у нас меньше, чем было раньше. К сожалению, можно констатировать, что весь наблюдаемый прирост въездного турпотока достигнут за счет китайских туристов – но этот турпоток очень проблемный и «некачественный».
ПРО КИТАЙЦЕВ
- В чем именно проблемы китайского турпотока?
- Он находится в «черно-белой» зоне. Первая и главная проблема в том, что китайские организаторы туров в Россию не обращаются к нормальным российским принимающим туроператорам. В подавляющем большинстве случаев они используют услуги «квази-туроператоров», созданных преимущественно китайскими гражданами на территории РФ. Из этого вытекает и ряд других проблем. Например, «черная оплата» - которая есть везде, где только это возможно. Да, часть отелей, авиабилеты и крупные федеральные музеи приходится оплачивать по-белому. А вот переводчики, гиды, автобусы, часть отелей и музеев, экскурсии, рестораны – все это, увы, в «черной» зоне. И поэтому российское государство, принимая сегодня огромное (по сравнению с возможностями принимающей стороны) количество китайских туристов, сегодня мало что получает с этого объема въездных туристов. Более того, есть и конкретные негативные последствия роста въездного туризма из КНР, который мы наблюдаем: китайские туристы начинают вытеснять всех остальных.
- Вытеснять других туристов? Каким образом?
- Многочисленные китайские туристы создают немаленькие очереди в музеи, занимают востребованные объекты размещения. При этом даже забавно, что по большей части сами китайские туристы мало интересуются, например, нашими искусством и музеями – для них это некое формальное посещение. Они едут сюда не за этим. Это вообще не «классические» туристы – они, как правило, не любят посещать местные российские рестораны, не гуляют по городу вне группы, и т.п. Поэтому и экономический и политический эффект от китайского туризма для государства практически нулевой.
- За чем в таком случае китайские туристы едут в Россию?
- Это хороший вопрос. Важно понимать, что в самом Китае условия и ритм жизни таковы, что в этой стране граждане в перенаселенных городах с плохой экологией очень много работают и очень мало отдыхают. Поэтому китайцам жизненно важно в период отпуска выехать за пределы Китая, переключиться - на чистую природу, на малонаселенные, по их меркам, города, и т.п. Это и есть их главный стимул для массового выездного туризма в КНР. Выехав же за пределы страны, китайские граждане, как правило, мало интересуются окружающей их культурой, гастрономией и пр. Им хочется путешествовать в своей компании, со своей пищей, ходить в свои рестораны и магазины. Им не совсем важно само содержание экскурсии. Поверьте, зачастую китайские гиды просто «импровизируют». Могут рассказать, например, что Ленин … сын Петра Iили … враг Петра I. И это совершенно нормально воспринимается самими туристами. Проще говоря, им все равно. Разумеется, мы говорим о массовом бюджетном китайском туристе – есть и образованные китайские туристы, интересующиеся и историей, и культурой, и искусством. Но их мало, и они в основном едут в Европу.
- Насколько велик, по вашим оценкам, процент китайских туристов, которые едут в Россию «по белому»?
- Минимальный. Более того, он стремится к уменьшению – ибо добросовестные китайские туроператоры, увы, не могут конкурировать по цене с «черно-белыми». Качественный турпродукт – с регулярной перевозкой, хорошей гостиницей, российским китаеязычным гидом – проигрывает по цене дешевым массовым вариантам.
- Это только российское явление – я имею в виду «черно-белый» китайский туризм?
- Нет, не только. В любой стране китайцы все стараются делать сами. Просто в той же Европе нормы регулирования пожестче – да, и там гиды у китайских туристов, как правило, тоже китайцы. Но они граждане Франции и имеют соответствующую лицензию. У нас, увы, на это закрывают глаза – и у нас можно проводить экскурсии и без гражданства, и без лицензии.
ЧТО НУЖНО ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА
- Давайте отвлечемся от китайской темы и перейдем к «качественным», как вы их определили, туристам. С каких рынков они к нам приезжают и какова динамика этой части въездного турпотока по сравнению с 2016 годом и докризисным временем?
- Говоря о «качественных», или «классических» организованных иностранных туристах мы прежде всего имеем в виду рынки Западной Европы, а также стран Латинской Америки и ряда стран ЮВА. В ТОП-5 въездных рынков с точки зрения организованного туризма входят Италия, Франция, Испания, Израиль и Германия. Если говорить о западноевропейских туристах, то ряд направлений, таких как Италия, Франция, пока демонстрируют даже небольшой рост по сравнению с 2016-м годом. Но увы, по сравнению с докризисным временем общий объем организованных европейских «классических» туристов уменьшился – примерно на 5-10%.
В любой стране китайцы все стараются делать сами. Просто в той же Европе нормы регулирования пожестче
- Если говорить о странах Азии, помимо Китая – кто тут растет?
- Растет рынок Вьетнама – потому что там увеличивается средний класс, который хочет путешествовать. Виден рост у Южной Кореи. Понемногу выравнивается и японский рынок от внутренней травмы – аварии на Фукусиме. Растет поток из Ирана, причем очень быстро. Характерно, что турпоток из Ирана по мотивации похож на китайский – иранцам важно на время покинуть страну с довольно строгими бытовыми запретами, переключиться. Однако иранские туристы - это люди с высоким достатком, ну или как минимум «выше среднего». Пользы государству от иранского турпотока намного больше.
- Несмотря на большой рост числа китайских туристов в России мы даже не входим в ТОП-10 их выездных направлений. Что, по-вашему, нам надо сделать для того, чтобы простимулировать сегодня въездной туризм в Россию? Где болевые точки въездного туризма.
- Сразу скажу – нам не надо попадать ни в какие ТОП-10. На это вообще не надо ориентироваться. Мы и так сейчас принимаем больше туристов, чем можем. Что надо сделать?! Ответ может показаться вам парадоксальным, но с моей точки зрения специально для увеличения турпотока ничего делать не надо.
- Почему не надо?
- Давайте мы просто поглядим на то, почему те же китайцы едут, скажем в США. Будем честными – в плане культурно-познавательного туризма это страна без истории, она в тысячу раз беднее в этом плане, чем Россия. Что есть в США, так это.....