Так вышло, что за весь период своего существования японского государства, на территории Японских островов никогда не было войн на религиозной почве. А это, на секундочку, более двух тысяч лет! С самых древних времён и по сей день в Японии не знают, что такое религиозная война! Как так получилось и, что помогло сохранить религиозный мир в Японии? Разберём в этой статье!
Во что верят японцы?
Все, кто хоть сколько-нибудь интересовался религией Страны Восходящего Солнца знает, что национальной религией японцев, исконной религией японских островов является Синтоизм - (яп. 神道 синто:, «путь богов»). Эта религия во многом схожа с древними анимическими религиями древних народов, например с шманизмом. Отличительной особенностью этой религии является огромное обилие богов. Фактически, даже у каждого отдельного камня есть свой бог-дух - "ками"
Этим синтоизм, в частности схож с эллинистическими (древнегреческими) верованиями.
Самые знаменитые и одни из самых прекрасных в мире тории находятся у храма Ицукусима на маленьком острове Миядзима неподалёку от города Хиросимы. Здесь, примерно 850 лет назад (когда на месте Москвы стояло лишь несколько крестьянских домов), было воздвигнуто изумительное по своей красоте святилище, посвященное морскому божеству. Здания святилища с белыми стенами и красными балками стоят на сваях и во время прилива, кажется, что они волшебно скользят по водной глади, отражаясь в ней как в зеркале.
Кроме того, в Японии, как и во многих других восточно-азиатских странах большую роль играет Буддизм, но не ортодоксальный Буддизм, а Дзэн (или по-китайски Чань буддизм).
Если вкратце, то Дзэн буддизм отвергает многие формальности "классического" буддизма.
Если в ортодоксальном буддизме уделяется большое внимание ритуалу - молитва, пост, нестяжание - то идеология Дзэн в первую очередь направлена на медитативное достижение каждым верующим состояния просветления. Вот, как описывали Дзэн первые учителя Дзэн буддизма:
— Что такое Будда?
— Кусок глины (и даже: кусок засохшего дерьма).
— Что такое Дао?
— Три фунта льна!
— Что такое дзэн?
— Ветка цветущей сливы (или: кипарис в саду; или: набирать снег серебряным кувшином).
Японист, поэт-переводчик, Долин Александр Аркадьевич, в стихотворной форме передал основные принципы Дзэн буддизма, сформированные в эпоху Тан (618-907 гг.), в Китае, следующим образом:
Истина сокрыта вне письмён,
В знаках и словах не передать Закон.
К сердцу обратись, внутрь и вспять,
Чтоб, себя постигнув, Буддой стать!
*Интересный факт: патриархом боевого искусства Айкидо основные принципы которого основаны на идеологии Дзэн, является вот этот человек:
Узнаёте его?! Это тот самый "монах-мудрец" из нашумевшего в 2015 году мема.
Это Морихэй Уэсиба.
Традиционным "чисто японским" течением Буддизма, помимо Дзэн буддизма, также является Буддизм школы Чистой Земли (Сукхавати) или Буддизм будды Амитабхи (Амитоизм).
Это буддизм Махаянского толка, он каноничный и наиболее распространён в Японии.
Подробнее о всех этих трёх религиях (Синтоизме, Дзэн-буддизме, Амитоизме), а также о Даосизме я расскажу в следующих статьях, а пока зададимся вопросом - "Почему же, исповедуя столько разных религий в Японии никогда не было религиозной вражды, как, например, в средневековой Европе, в эпоху Крестовых походов?"
А может всё таки религиозные войны были?!
Для начала, оговоримся, единственной преследуемой религией в Японии, за всё время существования японского государства было христианство (буддийские секты радикального толка, напр. Икко-икки, и их преследования считать не будем, их по большому счёту преследовали не за религиозные воззрения, а за посягательство на целостность государства и неуплату налогов).
Широко известно Симбарское восстание христиан (1637-1638 гг.)
Именно после этого восстания в Японии начался период политики Сакоку (яп. 鎖国, буквально «страна на цепи» ) - период полной самоизоляции страны характерезующийся полным запрещением, каких-либо контактов с западными странами.
После подавления восстания в Симабаре на протяжении более 200 лет, до 60-х годов XIX века, на территории Японии не было ни одного крупного вооружённого конфликта. Десять поколений самураев на протяжении периода Эдо никогда не принимали участия в сражениях. Этот факт, ещё раз говорит о том, что воины на религиозной почве были не характерны для Японии.
Преследования же христиан в Стране Восходящего Солнца закономерны, ведь все традиционные религии Японии, политеистические (многобожеские), в то время, как христианство - монотеистическая (единобожеская) религия. Христиане, как, впрочем, и все представители авраамических религий (Ислама, Иудаизма) известны очень ревностным отношением к своим догмам и нетерпимостью к многобожеству.
В противовес этому - отношения между представителями традиционных верований - синтоистами, дзэн, буддистами, амитоистами - в Японии всегда были "добрососедскими".
Почему три традиционные религии японских островов, всё таки нашли общий язык?
Так почему же - это именно так?
Почему три, казалось бы разные религии, в Японии всегда "текли в едином русле"?
Какое свойство всех трёх религиозных течений помогало этому?
1) Ну, начнём с очевидного и банального, все три религии - политеистические, причём все три берут начало в Юго-восточной Азии. А значит - у них нет разногласий в плане метафизической природы божества/божеств.
2) Синтоизм - это, в целом, инертная религия. Да, она имеет много табу, но в принципе, исповедование синтоизма, включает в себя набор не слишком обязательных ритуалов. Например, получение в Новый Год в синтоистском храме стрелу хамаими с белым оперением, которая оберегает дом и живущих в нём людей от злых духов.
Конечно, в древности, соблюдение ритуалов синтоизма было намного строже, но тем не менее, он оставался, по большей части ритуальной религией, религией повседневной для каждого японца, религией наиболее близкой к природе и естественному ходу вещей.
Поэтому, синтоизм, в принципе, никак не пересекался с буддизмом, который начал набирать силу и становится религией широких народных масс, только на рубеже XI-XII вв., до этого времени буддизм был распространён, только в среде японских аристократов - "кугэ", первое время, они относились к буддизму, также, как и к синтоизму, обращали внимание, только на ритуальную, а не на духовно-мировоззренческую сторону буддизма, поэтому опять же, буддизм никак не затрагивал синтоизм, равно, как и синтоизм не имел точек соприкосновения с буддизмом.
В XI же веке произошёл перелом в духовном мировоззрении японцев и буддизм стал духовной основой японского общества, он стал всё более отдаляться от синтоизма, который так и оставался ритуально-прикладной, повседневной религией.
3)Таким образом, когда буддизм попал в Японию в V веке, он был привилегией аристократии и к нему относились, почти также, как и к синтоизму, т.е., как к набору красивых ритуалов и, поэтому, он не "конфликтовал" с синтоизмом, на рубеже XI-XII веков буддизм, его японская версия - амитоизм и синтоизм просто идеологически "разошлись" и каждая религия стала заведовать отдельной стороной жизни человека. Когда японец рождался - над ним совершали синтоистские ритуалы имянаречения и очищения, когда же он умирал - в дело вступал буддизм с его похоронными ритуалами, сутрами и мантрами.
То есть, опять же, религии никак не пересекались.
*Нюанс синтоистских священнослужителей, после смерти, обычно, хоронят в земле, всех остальных японцев - кремируют, т.е. сжигают в печи.
4) Ответим же, что же за ключевое, объединяющее свойство трёх религий помогло избежать религиозных конфликтов в древней Японии. Думается, что свойство это - естественность всех трёх религий.
Синтоизм - неразрывно связан с природой и природными духами, а это естественно для древнего человека - боятся и почитать природу.
Буддизм - много внимания уделяет вопросу человеческого страдания - "дуккха", а страдание - естественно для человеческого бытия, тем более для японцев, живущих, в сейсмоактивной зоне.
Вот, о братья, благородная истина о страдании. В муках рождается человек, он страдает увядая, страдает в болезнях, умирает в страданиях и печали. Стенания, боль, уныние, отчаяние — тяжки. Союз с немилым страдание, страдание — разлука с милым, и всякая неудовлетворенная жажда сугубо мучительна. И все пять совокупностей, возникших из привязанностей — мучительны. Такова, о братья, благородная истина о страдании.
ДХАРМАЧАКРА ПРАВАРТАНА СУТРА - Сутра Запуска Колеса Учения
Буддизм в значительно большей степени, чем другие религии, подчеркивает связь жизни со страданием. Более того, в буддизме страдание есть фундаментальная характеристика бытия как такового. Это страдание не есть результат некоего грехопадения и утраты изначального рая. Подобно самому бытию, страдание безначально и неизменно сопровождает все проявления бытия. Конечно, буддисты отнюдь не отрицают того обстоятельства, что в жизни есть и приятные моменты, сопряженные с удовольствием, однако само это удовольствие (сукха) не является противоположностью страданию, а как бы включено в страдание, являясь его аспектом. Дело в том, что ни одно из возможных «мирских» состояний не является для нас полностью удовлетворительным. Мы находимся в постоянной неудовлетворенности, постоянной фрустрации.
Е.А. Торчинов "Введение в буддизм" (с.2).
Заключение.
Таким образом, в Японии никогда не было религиозных войн потому, что все три традиционные для японцев религии, наиболее полно и точно отражали суть человеческого существования, физической и метафизической сущности человека!
Если Вам понравилось, то ставьте "лайк" этой статье и подписывайтесь на мой Яндекс.Дзэн блог.