пост №11
Присылайте заявки на наш концерт, который состоится 27 мая!!!
Каждый день мы брали напрокат велосипеды и ехали через весь город от океана к главной достопримечательности Пури – Храму Джаганнатхи. Велосипеды в Индии – это отдельная тема. Все они очень старые и видавшие виды. У одного скособочен руль, у другого периодически сползает цепь, у третьего дефектное колесо. Поэтому прежде чем выбрать себе "коня" приходится подключать внутреннее зрение, чтобы ничего не прозевать, и не тащить потом этого "коня" на себе. Но в Индии любое занятие превращается в забавное приключение. Куда-то деваются раздражение и недовольство, тебе просто весело. Здесь ты очень быстро учишься не относиться ко всему серьёзно, а как бы включаешься в игру "выбираем велосипед"…
Чем Индия меня и подкупает. В ней много из детства. Ты едешь по городу, петляя по старым узеньким переулкам и наблюдаешь жизнь вокруг. Когда глаз привыкает к пестроте местных торговых лавочек, возов, груженых сеном, телег с огурцами и бананами, ты начинаешь обращать внимание на конкретных людей – стариков, попивающих чай из глиняных стаканчиков, детей, играющих во дворах, женщин, стирающих бельё прямо под краном на улице… В Индии вся жизнь протекает под открытым небом, потому что тепло, солнечно и безопасно.
Только в детстве я могла выйти на улицу утром после завтрака и вернуться глубоким вечером, весь день гуляя во дворе и его окрестностях. В течение этого дня мой двор превращался то в гавань для пиратских кораблей, то в заросшие лианами джунгли, то в поселение диких апачей. И только Индия способна вернуть мне эти ощущения. Я выхожу на улицу утром и возвращаюсь вечером, и весь мой день наполнен морскими приливами, звуками магических барабанов, пением петухов, голосами туземцев.
Постепенно я и сама становлюсь частью этой уличной жизни: я еду на велосипеде, уворачиваясь от встречных велорикш, огибаю лежащих ровно посредине улицы коров (корова ложится где ей удобно, и никто и не подумает её сгонять с козырного места), пропускаю вперёд сигналящих байкеров. Включаюсь в игру "доехать до места без синяков и ссадин".
Когда мы добрались до Храма Джаганнатхи в первый раз и увидели его возвышающийся купол, он как будто нас приворожил. Потому что поездка от океана к Храму стала нашим ежедневным обязательным маршрутом. Мы играли в игру "едем посмотреть на Храм".
Это при том, что иноверцам и белым иностранцам вход в это священное место навсегда закрыт. В Храм могут войти только те, кто по рождению входит в кастовую систему индуизма и не покидал ее. Сюда не пустили даже дочь кашмирского брахмана Индиру Приядаршини Неру, ставшую женой зороастрийца Фероза Ганди, несмотря на положение, которое она занимала в государстве.
Говорят, не так давно одна предприимчивая европейка проникла внутрь Храма, загримировавшись под индианку. Но её сразу заметили и арестовали.
Индийцы терпимы ко всем религиям, что для меня является очень важным аргументом в пользу индуизма. Они лишь требуют соблюдать их правила. В Индии – тысячи старинных храмов, куда пускают абсолютно всех. Но есть закрытые святыни, Храм Джаганнатхи – одна из них.
Мы наблюдали за жизнью Храма с крыши городской Библиотеки Рагхунандан, расположенной напротив. За небольшую плату служители библиотеки пускают сюда всех желающих.
Мы исследовали все три яруса библиотеки,
вглядывались в перспективу библиотечной арки
или просто сидели, любуясь розовым закатом над куполами.
От Храма исходила благодать, и она передавалась нам незримыми потоками непонятных энергий.
О Храме ходят легенды.
Например, флаг на верхушке Храма всегда развевается в направлении, противоположном направлению ветра.
Ни птицы, ни самолёты над Храмом не летают.
Главный купол Храма не отбрасывает тени.
Верхняя часть Храма видна из любой точки города, и даже с моря, и она всегда повёрнута к вам лицом.
Во всём городе слышен шум океана. Но стоит сделать один шаг на территорию храма, как звук прибоя исчезает. Шаг за территорию - и шум возвращается.
Храму – 4000 лет. Нынешний архитектурный комплекс был построен в начале XII века. Его перестраивают, достраивают и реставрируют буквально в каждом столетии.
Я не буду вдаваться в подробности и пытаться объяснять тонкости вайшнавизма (храм Джаганнатхи – святыня вайшнавов, верующих в бога Вишну). Разобраться в пантеоне индийских богов человеку, не живущему в Индии, по-моему, невозможно. Сколько бы мы ни прочитали об этом книг, наши познания будут очень поверхностными и не достоверными.
Но прочувствовать тонкие вибрации, исходящие от песчаной дюны, на которой этот комплекс возвышается – не запрещается никому)))
В самом Храме есть огромная кухня, где ежедневно готовят пищу сотни поваров. Потом эту пищу освящают на алтаре, преподносят богам, а потом раскладывают в большие и маленькие горшочки.
Говорят, что количеством приготовленной там пищи (прасада) можно накормить одну тысячу человек, а если нужно, то 50 тысяч человек. Её не бывает больше, чем нужно, и не бывает так, чтобы кому-то не хватило. Это еще одно из чудес Храма Джаганнатхи.
Во время приготовления прасада 7 горшков стоят друг на друге, и нижний горшок — на огне. Но при этом прасад в верхнем горшке доходит до готовности раньше, а в нижнем – в последнюю очередь.
Мы попросили мальчика, продающего сувениры, купить для нас прасад внутри Храма. Мальчик отдал нам свои сувениры на хранение, а сам снял обувь и помчался на территорию.
/ ссылка на предыдущий пост №10 /
(продолжение следует)