Комедийные формулы надо использовать осторожно и учитывая тонкости, потому что чем чаще они используются, тем более знакомыми и предсказуемыми они становятся, а потому менее эффективными. Вам потребуются навыки мага, направленные не на благое дело, чтобы скрыть приближение смешного момента.
ПРАВИЛО ТРЁХ (RULE OF THREE)
Группировка элементов в тройки может обеспечить приятную отдачу. Первый пункт списка вводит идею, второй укрепляет её, но третий (используем закон комедии о сюрпризах) ломает наши ожидания.
Вот шутка Вуди Аллена: «Под любовью, конечно же, я понимаю романтическую любовь – любовь между мужчиной и женщиной, которая отличается от любви между матерью и ребенком, или мальчиком и его собакой, или двумя метрдотелями».
ОТЪЕХАТЬ И ПОКАЗАТЬ (PULL BACK AND REVEAL)
Термин, который пришел к нам со съемок на телевидении. Означает показ панорамного кадра после приближенного, чтобы открыть нам смешную ситуацию. По сути, вы удерживаете информацию до конца истории.
Не в тех руках эта техника становится банальной и предсказуемой с клишированными панчлайнами, включающими «затем я вышел из автобуса» и «это были просто учителя!». Но если иметь навык, то это может стать чем-то грандиозным, как это начало из выступления потрясающего визуально, растрепанного Майкла Редмонда: «Люди часто говорят мне… убирайся из моего сада».
КАЛАМБУРЫ (PUNS)
Сложно выйти со стендапом, в котором будет слишком много игр слов, так как большинство каламбуров довольно банальны и очевидны. Хотя если вы беспощадны и бесстыдны, то это может быть довольно заразительно. Открытие нового каламбура может быть впечатляющим. Этот из выступления великолепного Милтона Джонса: «Когда я был в Австралии, я выучил несколько слов аборигенов вроде «фу» ('boo'), что означает «верни» ( 'return') – потому что стоит бросить обычную меренгу…»
КОМЕДИЯ НАБЛЮДЕНИЙ (OBSERVATIONAL COMEDY)
Комедия наблюдений в основном включает слова: «Вы когда-нибудь замечали?» и затем перечисление чего-то, что по идее должно быть чем-то знакомым всем, но не отмеченного публикой. Если это наблюдение слишком очевидное, никто не будет смеяться (Вы когда-нибудь замечали, что автобусы всегда приходят тройками? Да). Так же будет, если оно слишком отдаленное. Джерри Сайнфелд – мастер этого жанра: «Вы когда-нибудь замечали, что если вы дуете собаке в лицо, она сердится на вас? Но стоит вам посадить её в машину, она высовывает голову в окно».
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕРСОНАЖА (CHARACTER COMEDY)
Примерить на себя ложную личность и спрятаться за ней – большое искушение. Но создать личность, которая будет хорошо смотреться в стендапе, намного сложнее, чем быть собой. На каждого Алана Партриджа или Джона Шутлеворта приходится тысяча человек в смешных шляпах и длинных пальто, проваливающихся в попытках стать E L Wisty (персонаж комика Питера Кука – прим. переводчика). Лучше всего начинать с создания более смешной или утрированной версии себя. Но если вы хотите пойти по пути этой комедии, то стоит убедиться в том, что вы можете выйти за рамки сценария и вовлечь публику. А затем потратить много сил на создание трехмерного и оригинального персонажа.
НАРУШЕНИЕ ТАБУ
Комики вроде Криса Морриса и Брендона Бернса бросают вызов предрассудкам публики, шокируя их. Одна из функций комедии состоит в том, чтобы открывать шлюз. Когда мы смеемся над чем-то больным и ужасным, это, пусть на несколько минут, лишает нас чувства тревоги.
Но даже в руках опытного комика, шутки на темы педофилии, расизма, изнасилований или рака могут получиться крайне неудачными. Новичкам лучше всего избегать этого, но если вы уж взялись за это, то не будьте агрессивным только ради самой шутки, постарайтесь вложить какой-нибудь посыл. И знайте, что если у шутки есть цель, то её использование оправдано.
КАК СПРАВЛЯТЬСЯ С ХЭКЛЕРАМИ
Это обычно проще, чем кажется, хотя иногда ничего нельзя поделать с алкашом, нежелающим заткнуться (вбейте на YouTube «Richard Herring heckler», чтобы посмотреть как я борюсь с одним из таких пьяниц).
Есть несколько рабочих фраз, которые вы можете использовать:
- «Вот к чему приводят браки между двоюродными братом и сестрой».
- «Помню, как в первый раз выпил».
- «Раздражает, неправда ли? Ты начинаешь вести такую хорошую беседу, а тут кто-то строит вокруг тебя комедийный клуб».
Но в большинстве случаев в ответ на крик из зала лучше спокойно сказать первое, что пришло в голову. Публика будет сильнее потрясена от импровизации, нежели от заготовки, и, скорее всего, хэклер более пьяный и менее смешной, чем ты.
Самое важное – не терять контроль над ситуацией. В примере с YouTube вы можете видеть, что я бешусь от парня, разрушившего мое выступление, но я стараюсь управлять собой.
УПРАЖНЕНИЕ: КОМЕДИЙНЫЙ БЛОГ
Пишите в блог. Выберете одну забавную штуку, что произошла в течение дня, и постарайтесь описать её. В обычной ситуации будет сложно думать о чем-то и заставлять себя разбирать жизнь по мелочам, но вы можете вспомнить что-то, что происходило в течение ближайшего времени.
Если вы застряли, пишите об обыденном и ищите что-то смешное, что принесет вам успех. Я писал блог каждый день в течение шести лет и написал кучу материала для стендапа. Одна бесперспективная проходящая запись о наблюдательной девушке, отметившей, что я купил девять йогуртов, развилась в сорок минут программы.
ДЖО КОЛФИД: КАК НАПИСАТЬ ШУТКУ В 10 ШАГОВ
- Выберите тему (например, о пустоголовых знаменитостях).
- Определите свое отношение. Какие эмоции вызывает эта тема? Радость? Грусть? Злость? Точка зрения, подкрепленная сильным чувством, делают шутку сильнее.
- Напишите как можно большн на выбранную тему. Используйте сравнения, оксюмороны, клише, пословицы, двойные смыслы – все, что хотите. Напишите список людей, мест и вещей, которые связанны с темой (например, Иордания, Кэрри Катона, Большой Брат, Пэрис Хилтон, Журнал «Heat», BBC3, Лили Аллен, Пит Доэрти, её прическа в форме крысиного лабиринта и татуировки, Хэзер Миллс, покупающая туфли).
- Бросьте взгляд на все, что вы написали, и наиболее смешные куски сами бросятся к вам. Это те кусочки, которые вам нужны.
- Редактировать, редактировать, редактировать. Вырежете столько, сколько сможете. Ваша слегка забавная история на две страницы может свернуться в одну блистательную шутку (one-line joke).
- Ложное направление. Раздуйте шар. Увидите публику как можно дальше от шутки: «Я и моя подруга Эллисон были приглашены на костюмированный бал… мы оделись Пэрис Хилтон и Джоди Марш».
- Время для ПАУЗЫ. Ваше молчание также важно. Публика думает быстрее, чем вы можете говорить, так что позвольте им создать собственную картину костюмированного бала.
- Быстро заверните в противоположное направление и лопните шар. «Я сделала лоботомию, а Эллисон расширила вагину». Почти как здесь.
- Слушайте зрителей. Они помогут написать шутку. Изначально Эллисон и я должны были быть Джоном Лэсли и Ульрикой Джонсон, затем мы изменили их на Лимбита Опайка и Эби Титмус. И именно британская публика после многих проб и ошибок выбрала Пэрис Хилтон и Джоди Марш.
- Шутки не подчиняются никаким правилам грамматики, детка (здесь для иронии Джо использует двойное отрицание, употребление которого в английском языке считается ошибочным – прим. переводчика).
P.S: В конце всегда должен быть панчлайн, не смейтесь над своими шутками, не мочите их, держите на свету и никогда не кормите после полуночи.
Перевод Марии Васильевой
Оригинал статьи: theguardian.com/books/2008/sep/22/comedy4