Найти в Дзене
РЕВИЗОРИЙ

"Черновик" отечественной кинофантастики

Завтра на экраны выходит относительно долгожданный фильм. Вспоминая прошлые "успехи" российского кинематографа в жанре фантастики, всем зрителям немного боязно надеяться на что-то хорошее, но вдруг... Разбираемся. Сергей Лукьяненко — один из лучших писателей-фантастов современности. Впервые его книги были экранизированы в далеком 2004 году. Тогда, благодаря стараниям Тимура Бекмамбетова весь мир (именно мир, а не только Россия, ведь картина вышла почти в 60-ти странах Европы, Азии и Латинской Америки) увидел на большом экране «Ночной дозор», а годом позже и его продолжение – «Дневной дозор». Фильм имел отличные кассовые сборы и сразу же стал культовым. Его расхватывали на цитаты, придумывали шутки, тыкали пальцем в проезжающую мимо аварийную машину и слушали группу «Уматурман». После этих двух фильмов карьера Бекмамбетова резко пошла в гору и его даже пригласили в Голливуд, где в итоге он смог закрепиться и стать еще и продюсером. Что же до Сергея Лукьяненко, то выстроившаяся очеред

Завтра на экраны выходит относительно долгожданный фильм. Вспоминая прошлые "успехи" российского кинематографа в жанре фантастики, всем зрителям немного боязно надеяться на что-то хорошее, но вдруг... Разбираемся.

Сергей Лукьяненко — один из лучших писателей-фантастов современности. Впервые его книги были экранизированы в далеком 2004 году. Тогда, благодаря стараниям Тимура Бекмамбетова весь мир (именно мир, а не только Россия, ведь картина вышла почти в 60-ти странах Европы, Азии и Латинской Америки) увидел на большом экране «Ночной дозор», а годом позже и его продолжение – «Дневной дозор». Фильм имел отличные кассовые сборы и сразу же стал культовым. Его расхватывали на цитаты, придумывали шутки, тыкали пальцем в проезжающую мимо аварийную машину и слушали группу «Уматурман». После этих двух фильмов карьера Бекмамбетова резко пошла в гору и его даже пригласили в Голливуд, где в итоге он смог закрепиться и стать еще и продюсером. Что же до Сергея Лукьяненко, то выстроившаяся очередь из продюсеров и других лиц, заинтересованных в создании фильмов по его книгам, так и не смогла ничего экранизировать в силу различных обстоятельств, хотя и не по вине автора: писатель всегда был открыт для предложений. И вот, спустя 13 лет после выхода вторых «Дозоров», на свет появляется «Черновик» — экранизация одноименного романа, опубликованного, между прочим, именно в 2005 году.

Режиссером на этот раз стал Сергей Мокрицкий, начинавший свою кинокарьеру оператором. Как режиссер он наиболее известен по фильму «Битва за Севастополь», а как оператор – по картине «Изображая жертву» Кирилла Серебренникова. В главных ролях задействованы молодые актеры Никита Волков и Ольга Боровская, не успевшие примелькаться на экранах, что, несомненно, не может не радовать. Причем для Ольги это вообще кинодебют. Компанию им составили: Евгений Ткачук, Северия Янушаускайте, Юлия Пересильд и Евгений Цыганов. В эпизодических ролях было приятно наблюдать Елену Яковлеву, Андрея Мерзликина и несколько камео известных личностей. Оператором картины стал Александр Тананов, работавший до этого с Романом Каримовым («Все и сразу»). Над сценарием трудилась команда из пяти человек, в том числе и Мокрицкий, а вот Лукьяненко решил ограничиться лишь советами и пожеланиями, заявив в интервью, что его работа заканчивается на написании книги.

Это не та самая девушка, но хороша ведь :)
Это не та самая девушка, но хороша ведь :)

Сюжет фильма немного отличается от истории, рассказанной в романе. На экране молодой парень Кирилл работает дизайнером компьютерных игр. В один прекрасный день он оказывается стерт из памяти своих друзей, девушки и родителей. Вскоре после этого он узнает о существовании различных миров и своем предназначении. Если в книге главный упор делался на фантастическую составляющую и особенно на поиск некоего закрытого мира под названием Аркан, то в фильме в центре внимания оказывается любовная линия. Таким образом, картина больше похожа на мелодраму, нежели на сухую научную фантастику. Для сравнения можно вспомнить недавних «Пассажиров» с Крисом Праттом и Дженнифер Лоуренс, который куда больше про любовь, чем про космический корабль. Перенос произведения на экран – дело тяжелое, потому что каким бы кинематографичным не был роман, язык литературы и киноязык живут по разным законам. К тому же 400 страниц книги не уместишь даже в два часа экранного времени. Именно поэтому экранизация почти всегда становится самостоятельным произведением.

-3

Что же до упомянутой любовной линии, то она все-таки идет фильму в плюс. Создать реалистичные вымышленные миры в российских реалиях просто невозможно. Голливуд на подобные сцены тратит несопоставимо больший бюджет. Правда, у них и окупаемость фильмов совершенно иная, что, в общем-то, и диктует правила игры. Скорее всего, именно поэтому сценаристы решили сделать упор на любовную линию и человеческие взаимоотношения. При этом в картине хватает компьютерной графики, спецэффектов, зрелищных моментов, да и сами миры выглядят достаточно интересно, хоть и весьма статично. Например, мир Кингим, – Советская Россия в стиле стимпанк, –
смотрится в крайней степени любопытно и непривычно.

-4

Собственно, даже с теми небольшими минусами, которые присутствуют в фильме, «Черновик» – это всего лишь «черновик» в жанре современной отечественной кинофантастики. Хотя не сказать, что у нас вообще этот жанр есть. В связи с этим хочется надеяться, что за этим фильмом последуют экранизации не только «Чистовика», как прямого продолжения, но и других произведений Сергея Лукьяненко, равно как и других отечественных авторов, и произойдет это в самое ближайшее время.

🌟 Рейтинги фильма: Кинопоиск — нет оценки.

-5