Найти тему
Музыка и Жизнь

Луис Армстронг и похороны в Новом Орлеане

Луис 'Сачмо' Армстронг фигура в джазе известная и притягательная. Хороших трубачей в джазе можно пересчитать по пальцам. Улыбчивый и обаятельный Дядюшка Луи один из них. Голос его трубы сильный, чистый и звонкий, хотя он практически не импровизирует, что для джазмена большой минус. Зато всем знаком приятный ворчливый вокал Армстронга с присущими только ему модуляциями и широченная улыбка.

Армстронг может быть хорош тем, что не менял своего стиля вообще, был стабилен - и от того всегда востребован официальной эстрадой. Своих песен у маэстро крайне мало, но он прекрасно аранжировал чужой материал и давал долгую жизнь позабытым мелодиям.

Сам Луи родом из Нового Орлеана, он ровесник ХХ века и играть в джазовых коллективах начал чуть-ли не подростком. Новый Орлеан знаменит эклектическим смешением многих культур и стилей - город изначально колониальный французский, там и до сих пор говорят по-французски, но штат Луизиана - рабовладельческий штат со старыми традициями и большим количествам чёрного населения. Корни джаза и блюза растут прямо из болот Луизианы. И заслуга Армстронга в том, что он вытащил песни аж первой половины XIX века из хижин на плантациях, творчески переработал их и сделал известными на весь мир.

-2

Немалая доля таких песен родилась из баптистских негритянских церковных песнопений и псалмов, называемых госпелами и спиричуэлами - в негритянских церквях весело и заразительно поют. Это традиция переходит и в ново-орлеанские похороны, когда спиричуэлы играют в медленном темпе, пока гроб несут по улице и исполняют в задорном танцевальном ритме после погребения. Похороны в Новом Орлеане это радостные танцы прежде всего. Вот такие например:

Разберём армстронговский вклад в джаз на примере двух всем известных композиций, родившихся из двух церковных спиричуэлов.

Первый - медленный Go Down Moses (Прийди, Моисей), у нас более известная по припеву - Let's my people go. Та самая, которую поют неся гроб, в ней говорится про исход евреев из Египта. В середине XIX века эта песня считалась гимном американских рабов и первые упоминания о ней относятся к 1852 году. Армстронг записал её через сто с лишним лет в своей обработке и сделал всемирно известной, хотя в Америке она стала популярной раньше, её исполнял Пол Робсон и даже Уильям Фолкнер в 1942 году написал роман из семи связанных рассказов с таким названием - "Go Down, Moses". Соло на трубе в этой композиции у Армстронга вышло замечательное

Второй спиричуэл, которому Луи дал путёвку в жизнь - When the Saints Go Marching In (Когда Святые маршируют, или Когда Святые входят в Рай). Зажигательная мелодия, ноги сами пускаются в пляс - то, что надо для негритянских похорон в Новом Орлеане, под такую и умирать не страшно.

Тут временной лаг поменьше. Песня известна с конца XIX века именно, как похоронная. Известно, что её играл корабельный оркестр на тонущем Титанике в 1912 году. Армстронг записал свою версию в 1930 году. Он исполнял её в разных темпах, на видео наиболее быстрый

Когда слушаешь такие песни, то понимаешь откуда пошёл рок-н-ролл. И хорошо, что обаятельный дядюшка Луи Армстронг приложил к этому свою руку, свои лёгкие и немалое старание.