Протопоп Аввакум (1620 – 1682) — личность, несомненно, яркая. Ревностный священник, который почитаем в старообрядческой среде как священномученик и исповедник, не признавал компромиссов в духовных вопросах. За суровость характера и готовность «душу свою положить за овец» его люто ненавидели враги и весьма почитали последователи.
Судьба знаменитого старообрядца была связана с его верной спутницей, женой Настасьей Марковной.
Верная супруга родила «огнепальному протопопу» девятерых детей. Чистоту брачных уз пара поддерживала всю жизнь. По современным меркам, они обвенчались довольно юными: при вступлении в брак будущему священнослужителю было 17, а его избраннице — 14 лет. Родом из одного селенья (с. Григорово Нижегородской области), они были из обедневших семей, наполовину сироты.
«Отец ея был кузнец, именем Марко, богат гораздо, а егда умре, после его вся истощилось» (Житие протопопа Аввакума).
Жили супруги, как предписывал Домострой: будущий проповедник женился на девушке по указанию матери. Неся бремя уз брачного союза, жена безропотно следовала за супругом в скитания и ссылки. В Сибири, в одной из ссылок, по дороге в Тобольск, умерли два малолетних сына, не выдержав суровых условий.
Аввакум Петрович видел в супруге идеал женщины-христианки и называл Настасью «помощницей ко спасению». Настасья Марковна стала примером для жен декабристов, каторжников и всех ссыльных, для женщин, отрекшихся от спокойной и благоустроенной жизни и последовавших вслед за мужьями.
«И действительно, есть, за что поклониться этой замечательной женщине XVII века. Её муки, её страдания, мало чем уступающие протопоповым, должны вызывать удивление и уважение у наших современников. А между тем, об этой удивительной женщине совсем забыли. Помнят какую-нибудь графиню Наталью Борисовну Долгорукову, да жен декабристов, подвиги которых в том только и состояли, что они сопровождали мужей в ссылку и жили там с ними. Не испытывали они таких лишений, таких мучений, какие выпали на долю Марковны; не брели они, как Марковна, двадцать тысяч верст пешком, разбивая разутые ноги о камни, часто падая и не в состоянии подняться...» И.А. Кириллов. «Правда старой веры», 1916.
Александр Авдеенко в книге «Наказание без преступления» вспомнил дошедшую до современников историю, которая характеризует отношения этой супружеской пары. Измученная очередной ссылкой Настасья спросила мужа, долго ли ей мучиться, на что священник ответил:
— Марковна! До самой смерти.
— Добро, Петрович, ино еще побредем».
Ответ терпеливой женщины стал своего рода девизом для всех жен, которые разделили тяжкую судьбу мужей.
Анастасия Марковна упокоилась позже своего супруга. Протопоп Аввакум тяжело переживал за свою спутницу: это была его жизненная опора, помощница, советница и друг.
Ставьте "Лайк" этой записи и подписывайтесь на канал, чтобы читать новые выпуски.