1. Атомный маяк на мысе Анива (Сахалин).
Маяк был возведён в 1939 году японскими строителями по проекту архитектора Миуры Синобу. Башня высотой 31 метр имела внутри себя 9 этажей для размещения аппаратуры управления маяком, радиорубку, склады, комнаты для отдыха дежурившего персонала. Персонал маяка составлял 4 человека, по окончании навигации рабочие покидали маяк и жили в посёлке неподалёку от мыса.
В 90-х годах маяк стал работать на автономных изотопных элементах питания (РИТЭГ),радиоизотопный термоэлектрический генератор) — источник электроэнергии, использующий тепловую энергию радиоактивного распада. В качестве топлива для РИТЭГ используется стронций-90, а для высокоэнергоёмких генераторов — плутоний-238.Во времена СССР было изготовлено более тысячи РИТЭГов, в настоящее время в России их осталось более 700 штук. Срок службы РИТЭГов может составлять 10-30 лет, у большинства из них он закончился.
По сути, данный маяк был маяком-роботом, способным работать автономно длительное время. Благодаря атомному источнику энергии, затраты на обслуживание маяка были минимальны. Однако, в связи с кризисами в экономике страны, маяк был снят с дежурства. закрыт, а позже- разграблен.
В настоящее время маяк на мысе Анива является местом паломничества туристов-экстрималов. Учитывая "специфику" посещаемого объекта, в качестве проводников выступают "упакованные" по последнему слову техники, профессиональные спасатели из рядов МЧС.
2. Ракетный комплекс "Двина" (Латвия).
Заброшенный ракетный комплекс с ракетой Р-12У – расположен возле поселения Кекава, недалеко от столицы Латвии, города Риги. Ракетный комплекс, как и знаменитая латвийская река, носил название Двина.
После того, как развалился Советский Союз, сестрам-республикам по праву наследства достались горы военного имущества, а также разбросанные по лесам и болотам шахты для пуска баллистических снарядов и ракет.
Комплекс Двина был построен в 1964 году, и состоял из 4 пусковых шахт глубиной около 34 метров. Также, вблизи комплекса и под ним, были расположены подземные бункеры и командные пункты.
Комплекс перестал существовать с началом 90-х, как раз когда было провозглашено о распаде СССР. На данный момент он представляет собой множество затопленных помещений, которые стали излюбленным местом туристов, желающих испытать экстремальные ощущения. Но без опытного проводника туда лучше не ходить. Во-первых, опасность представляют остатки ракетного топлива, ну а во-вторых подземные, затопленные лабиринты могут послужить настоящей ловушкой для неопытного туриста.
3. Восьмой цех завода "Дагдизель" (Каспийское море).
Этот заброшенный объект в береговой линии Махачкалы - бывший восьмой цех завода «Дагдизель». Он был построен в 1939 году в качестве испытательной станции морского оружия. Строительство 8-го цеха началось по инициативе министра тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе в 1934 и было закончено в 1939 году, здание было сдано в эксплуатацию уже после начала Второй Мировой войны. Цех имел официальное название - «Испытательная и сборочная станция для сверхмощных изделий» и являлся засекреченным объектом. Целью строительства цеха на воде было испытание торпед и другого оружия, которое выпускалось на заводе № 182 (в дальнейшем его переименовали в «Дагдизель»).
Прямо на дне вырытого котлована установили 14-метровую железобетонную конструкцию, которая после освобождения от металлического каркаса всплыла на поверхность моря и была установлена на постоянном месте. Общая площадь построенного секретного цеха составила более 5 тыс. квадратных метров, объем - 26 тыс. кубических метров. Толщина кирпичных стен здания составила 1,5 метра. Наблюдательная вышка возвышалась над уровнем воды на 42 метра. Для обслуживания секретного цеха на берегу были построены порт с двумя молами и пристанью. Секретная станция была отлично оборудована для постоянного проживания и работы. В здании были построены благоустроенные комнаты для ночёвки, имелись столовая, библиотека, большой спортивный зал. Для подъёма на смотровую вышку,состоящую из 9-ти этажей, был построен лифт.
В 1942 году, после продвижения немецких войск вглубь Советского Союза, завод по производству морского оружия был перенесён в Казахстан, и 8-й цех был временно закрыт. После окончания ВОВ завод «Дагдизель» и его 8-й цех вновь возобновили работу. В послевоенное время быстрыми темпами стали меняться требования к оружию, в частности, для испытания торпед стала необходима намного большая глубина. Поэтому уже к середине 1960-х годов было принято решение о нецелеобразности работы 8-го цеха. В апреле 1966 года испытательная станция морского оружия была окончательно списана с заводского баланса. С тех пор здание 8-го цеха завода «Дагдизель» заброшено и постепенно разрушается бурным Каспийским морем.
4. Лопатинский фосфаритный рудник (Московская область).
История этого рудника берет свое начало в 20-х годах прошлого века, когда здесь начались первые разработки. Рост агропромышленного комплекса в СССР требовал активного применения минеральных удобрений, сырьем для которых как раз и служили фосфаты. Фосфор, содержащийся в них, – один из важнейших элементов, обеспечивающих рост и жизнедеятельность растений. При его отсутствии замедляется рост и развитие сельскохозяйственных культур, затягивается вызревание. К тому же фосфатные удобрения, будучи сами по себе экологически безвредными, долго сохраняются в почве и питают многие поколения растений, параллельно снижая кислотность грунта.
Десятилетия работы рудника придали местности поистине впечатляющий вид, подобного и равному которому в Подмосковье просто нет. Характер выборки почвы, когда абзетцеры снимали слой породы до 5 километров длиной и формировали отвалы высотой до 50 метров, привел к появлению длинных параллельных песчаных гряд, перемежающихся с глубокими и протяженными карьерами.
Если посмотреть на месторождение с высоты птичьего полета – мы увидим неправильный ромб, с вершинами в поселках Фосфоритный и Лопатинский, а две другие вершины упираются в деревни Максимовская и Берняково. В поселке Фосфоритный остался сейчас единственный действующий карьер по добыче кварцевого песка. Здесь же на местном кладбище похоронены создатели рудника.
Добраться до Лопатинского рудника несложно ввиду развитой инфраструктуры вокруг месторождения. Можно воспользоваться общественным транспортом, можно проехать на автомобиле, но большинство посетивших эти места рекомендуют пешие маршруты для того чтобы полнее прочувствовать «дух местности». Одни из самых красивых пеших маршрутов начинаются от поселка Строителей или из окрестностей станции Шиферная.
Удивительным является тот факт, что десятилетия техногенного воздействия не только не изуродовали, как это чаще всего бывает, окружающий ландшафт, но, напротив, создали на его месте нечто совершенно неповторимое и прекрасное. Это отмечают абсолютно все побывавшие в этих местах. Первоочередная заслуга в этом, конечно же, безымянных работников рудника, высадивших десятки тысяч саженцев, узоры которых посреди белых, желтых и красноватых песчаных пустынь поражают воображение. Не имеющие аналогов Лопатинские карьеры по праву входят в список самых необычных и впечатляющих мест окрестностей Москвы.
Координаты рудника: 55°20'12"N 38°45'2"E
5. Станция изучения ионосферы (Харьков).
В 1950 году под Харьковом, вблизи города Змиев, на базе радиотехнического факультета в ХЭТИ (ныне ХПИ), было начато строительство станции по изучению ионосферы. Руководство работами по созданию обсерватории было поручено профессору С.Я. Брауде, по инициативе которого был создан сам радиотехнический факультет.
Впервые опробовать оборудование станции в рабочем режиме ученым удалось 30 июня 1954 года. Тогда во время солнечного затмения было произведено исследование колебания электронной концентрации.
На данный момент станция работает и находится под охраной.
6. Гостиница "Северная корона" (Санкт-Петербург).
Возведение гостиницы, изначально имевшей название «Петроградская», а затем «Северная корона», было начато в 1988 году, архитектором Марком Альбертовичем Рейнбергом, который спроектировал отель в стиле модерн. С самого начала отель был признан слишком шикарным для 80-х годов, в нём должно было содержаться более 10 баров и ресторанов, спортзал, бассейн, зал для различных заседаний и подземная парковка.
Отель славится вовсе не за свою красоту, а за множество неудач и несчастных случаев во время длительного возведения. Так, сначала, архитектор здания был обвинён в том, что он вовсе не является главным создателем дизайна отеля. Затем, после развала СССР, югославские строители, работающие над созданием здания, уволились, выставив позже иск, а финансирование всех работ оборвалось.
Впоследствии, проектом занялось АО «Интеротель Петроград», нанявшее для возобновления строительства турецких рабочих, но и с турецкой компанией отношения не увенчались успехом. Запланированное на начало лета 1996 года открытие отложилось. Так же отелю не добавило хорошей славы то, что в его стенах скончался митрополит Иоанн, у которого случился сердечный приступ сразу после освящения здания.
В течении долгого строительства гостиница переходила от одних владельцев к другим. Ходили слухи об открытии отеля к юбилею Петербурга, а после к 2006-му, 2008-му годам.
Но отель так и не был окончательно достроен и не пережил долгожданного открытия. На сегодняшний день здание подлежит сносу, а на его месте планируется строительство престижного жилого комплекса.
7. Ускоритель элементарных частиц (Протвино, Московская область).
Одно из забытых чудес СССР, находящийся на границе Московской и Калужской областей - тоннель ускорительно-накопительного комплекса протонов. Представляет собой кольцо разных диаметров (самый маленький больше тоннеля метро) с техническими выработками и помещениями на глубине от 20 до 60 метров. Длина всего кольца больше 21 километра, что сравнимо по масштабам и затратам на строительство разве что с кольцевой линией московского метрополитена со всеми её сооружениями гражданской обороны.
Но грандиозной идее строительства так и не суждено было до конца сбыться. В 90-х годах сооружение перестали достраивать, потом поставили на консервацию, а на сегодняшний момент оно находится и вовсе в полузаброшенном состоянии. Астрономические финансы, затраченные на постройку, труд сотен рабочих в течении десятка-двух лет, как и сама идея самого большого колайдера в СССР, а позже РФ просто напросто забыты.
В настоящее время вся эта невероятно масштабная постройка находится на состоянии полуконсервации, оставшиеся рабочие успевают разве что заделывать дырки в тубингах, из которых сочится грунтовая вода и со скоростью сто метров в десять лет делаются попытки что-то достроить.
8. Морской город "Нефтяные камни" (Азербайджан).
Если вы собираетесь в Азербайджан, а если быть точнее — в Баку, не стоит упустить возможность познакомиться с необычной местной достопримечательностью — Морским городом Нефтяные камни.
В 1949 г. в Каспийском море решено было построить платформы для добычи дешевой нефти. В тот период времени это было самое огромное в мире месторождение нефти. Строительство платформ для добычи нефти велось на расстоянии 42 км. от берега. Уникальность этого месторождения в том, что его разработка не ограничилась только строительством платформ и всех необходимых обслуживающих сооружений.
Помимо этого, за самое короткое время, в Нефтяных камнях Азербайджана, на сваях было возведено 16 жилых двухэтажек, два общежития высотой в 5 этажей, 2 электростанции, общественная баня, больница, дом быта, магазины, библиотека, клуб, 9-этажный жилой комплекс, очистные сооружения, хлебозавод и даже лимонадный цех, техникум и собственный парк.
Сегодня население Нефтяных камней в Азербайджане составляет около 2000 человек. Нефтяных станций в поселке больше 200. Протяженность улиц в общей сложности около 250 км. Жители поселка Нефтяные камни – это в основном работники вахтовым методом, и лишь небольшая часть постоянно проживающих семей.
В 2007 году в эксплуатацию была введена новая платформа, ресурс ее по предварительным данным рассчитан на 50 лет. В настоящее время значительная часть инфраструктуры поселка используется по назначению. Здесь работают, исследуют, добывают, перерабатывают и т.д.