Найти тему
ТО ЗЕНИТ

Особенности интеллекта человека А4(9)

Достичь цели нравственного преобразования Ноосферы посредством интеллекта животного уровня оказалось невозможным в силу ряда причин.

1) Мощность интеллекта животного уровня такова, что не позволяет включить в свои представления важные системы стереотипов распознавания и управления рядом процессов (нравственно-этические, трансцендентные (выходящие за пределы тварного мироздания), сложные общекультурные, глобально-исторические, языковые и пр. процессы).

2) Сам принцип и механизм работы интеллекта таков, что он осуществляет реализацию решения в логике соответствия исходным данным (в первую очередь чувственно-эмоциональным) на базе которых идёт обработка информации. Например, информация о наличии голода в организме (чувство голода) обработается интеллектом в направлении уменьшения её амплитуды, т.е. удовлетворения чувства голода.

3) В силу тех же особенностей работы интеллекта, попрание значимости одних исходных данных, возможно только за счёт других исходных данных. Т.е. в примере с голодом, другое интеллектуальное решение могло бы возникнуть только в случае наличия дополнительных исходных данных, например морально-культурных (допустим, не принято в это время суток есть). Однако такое ограничение в еде, не есть свобода интеллекта в принятии решений.

Интеллект это просто механизм отрабатывающий многовариантную программу заложенную Свыше с известной предсказуемостью принятого решения на основе исходных данных, собственных целей, обстоятельств (в том числе предыстории и тенденций их развития) и приоритетов всего этого.

Но если постоянное потребление пищи при всяком возникновении голода можно было бы ещё считать не столь важным в развитии жизни на земле, не обращать внимание на такой недостаток интеллекта, однако, ряд вопросов нравственно-этического преображения Ноосферы может быть решён только посредством поднятия над этим интеллектуальным недостатком - т.е. когда интеллект игнорирует ряд исходных данных побуждающих к действию не за счёт других исходных данных а за счёт наличия у себя соответствующего свойства.

Решение задачи нравственного преображения интеллектом животного уровня при таких недостатках, в случае её решения под давлением Совести от Инвоу, будет являться не более чем марионеточной отработкой Божьей воли, хоть и завуалированной множеством ширм. Задача же нравственного преображения Ноосферы должна быть решена свободной волей интеллекта а не его марионеточной реализацией алгоритмов. Бытовой пример на эту тему. Если кошка научилась через собственные усилия не пакостить где не следует и не залезать на стол хозяев, это одно качество её развития. Если же она этому же научилась в результате формирования условного рефлекса: залезу на стол -> разочарую хозяев -> получу кнута – то это другое качество её развития говорящее о том, что никакого ЕЁ развития реально нет, а есть лишь наработка, в её программах принятия решения, определённых алгоритмов в ограничениях иерархически более высокого уровня. Т.е. кошка выбирает не между «правильно»/«не правильно» в отношении поведения на хозяйском столе в независимости от того какой из вариантов является более желанным, а между «одна желанная побудка»/«другая желанная побудка» (или эквивалентное этому «одна не желанная побудка»/«другая не желанная побудка») - в независимости от того, какая из них является правильной/не правильной.

Это одна сторона вопроса. Другая сторона вопроса заключается в том, что если Инвоу уберёт давление Совести, естественные механизмы и алгоритмы Ноосферы таковы, что следуя им в рамках недостатков 2 и 3 типа, невозможно даже в режиме марионетки решить задачу по нравственному преобразованию Ноосферы, ведь таковое преобразование требует сопротивления системе внутримирных (в частности Ноосферных) побудок, а побудка, это и есть то что является исходным данным для принятия решения в русле этой побудки в сторону её удовлетворения. Т.е. для реализации целей преобразования Ноосферы, есть потребность в наличии некого свойства позволяющего преодолевать систему побудок не за счёт других более сильных побудок а по целесообразности. Действие по целесообразности от действия по побудке отличается в первую очередь тем, что целесообразность не всегда имеет мощную побуждающую силу и влияние на результат принятия решения интеллектом, а потому без возможности сопротивляться побуждающим силам зашумляющим целесообразность, невозможно эту саму целесообразность реализовать.

Для того чтобы устранить указанные выше и другие недостатки, один из видов носителей животного уровня интеллекта, получил расширение интеллектуальных возможностей в двух направлениях.

1. Расширена мощность интеллекта настолько, чтобы в него можно было включить не включаемые ранее стереотипы распознавания и отработки различных явлений. А в пределе любых явлений с которым может столкнуться интеллект во Вселенной.

2. Предоставлено интеллекту новое качество – способность действовать вопреки естественной "логике" принятия решений в рамках предусмотренных правилами работы интеллекта.

Если оперировать таксономическими рангами биологической систематики, то именно Роду Люди были даны свойства пунктов 1 и 2. При этом, расширение интеллектуальных возможностей было сделано не одновременно а последовательно. Биологический вид Неандерталец рода Люди (Homo) из семейства гоминид в отряде приматов получил интеллект очень большой мощности в русле п. 1 но ещё не получил свободу в русле п. 2. Он явился промежуточным звеном между видом начавшим решение задачи по преображению Ноосферы и видом решающим не связанные с преображением Ноосферы задачи.

На следующем шаге, виду Человек разумный из того же рода, было добавлено свойство п. 2 - интеллекту было дано свойство обладания свободной волей.

Воля – это способность психики личности к целеполаганию из области сознания.
Свободная воля – воля не подчиняющаяся никаким побуждающим внутренним и внешним воздействиям.

Исторически известно, что на определённом этапе развития жизни на Земле, одновременно существовали оба биологических вида. Одному из которых были даны возможности только первого пункта – Homo neanderthalensis, а второму возможности обоих пунктов – Homo sapiens. Хотя есть основания полагать, что Неандерталец был значительно интеллектуально развитие, сообразительнее и т.д. нежели Разумный, но всё же последний одержал верх в борьбе за выживание благодаря именно наличию преимуществ п. 2 в его интеллекте. А человек называемый неандертальским был заложником системы интеллектуального принятия решений на основе побудок, в силу чего не мог в критические важные моменты выйти за рамки правил системы и оказавшись их заложником погибал.

Свободная воля даёт её носители возможность попирать правила существующей системы и действовать по своему усмотрению независимо от побуждающих сил.

Когда такая воля подчиняет себя своей же свободной волей нравственному правилу, то именно в таком случае происходит достижение целей нравственного преображения Ноосферы через двухуровневое взаимодействие ядро личности – личностная периферия, где меняя себя личность меняет подключённые к ней фрагменты Ноосферы.

Каким же образом, интеллекту была дана возможность действовать самостоятельно, как в нём возникло свойство свободной воли? Это стало возможным благодаря связи этого интеллекта с элементом Надмирной реальности. Очевидно, что из тех персонажей, которые находятся в какой-то формализованной системе, например в компьютерной игре, наибольшей свободной волей обладает тот персонаж игры, который связан с нечто выходящим за пределы формализованной системы - компьютера и программы игры, а все остальные персонажи не имеющие такой связи, как бы они ни действовали свободно, де факто являются марионетками отрабатывающими программу заложенную в систему - компьютерную игру. И только персонаж которым управляет (играет) пользователь сидя за монитором с манипулятором в руках, способен иметь наивысшую свободу – свободу целеполагания.

Аналогом такого пользователя для нашей Вселенной является душа, проецирующаяся в нашу Вселенную как Сознание, отождествляющее себя с определённой областью интеллекта личности. Та область с которой отождествляет себя Сознание, называется Областью сознания. Именно наличие души позволяет обладать её носителю свободной волей и решать задачи, решить которые невозможно не обладая таковой. Где в частности:

а) При решении задачи о предсказуемости возникает возможность свободной волей включать параметры (например, наличие или отсутствие удовлетворения для ближнего от определённого действия) включение которых не стимулируется побудками естественного алгоритма интеллекта. И так же наоборот, по собственному произволу - исключать параметры .

б) При решении задачи о соответствии высшему, в случае выявления конфликта управления с высшим (вплоть до конфликта с Наивысшим), возникает возможность поддержать собственной волей управление высшего, не зависимо от мощности потока побудок стимулирующих поддержание иного управления. Это отличает человека, как носителя воли от животных (животное не в ругательном смысле, а в смысле особенностей работы интеллекта животного уровня) особого типа, тоже всегда поддерживающих Высшее управление - ангелов - они выполняют волю Наивысшего без собственного свободного выбора.

3) При решении задачи об оптимальности возникает возможность собственной волей включать или исключать из условий задачи определённые параметры, ограничивающие условия, их приоритеты, да и менять саму постановку вопроса.

Человек называемый разумным, это единственный вид на планете Земля обладающий свободной волей и душой. У всех остальных видов нет души и как следствие свободной воли.

Есть основания полагать, что могут быть единичные исключения для отдельных особей животных. Но это исключение для единичных экземпляров вида а не правило затрагивающее вид в целом, как это имеет место у вида Человек Разумный.

При этом следует подчеркнуть, что отсутствие души не лишает живое существо чувств, радости и страданий, ощущения голода, боли, холода, удовлетворения и т.д. Они так же чувствуют всё это в рамках предусмотренных для них Свыше возможностей. Отсутствие души лишает свободной воли но не чувств, эмоций, ощущений, мыслей и пр. атрибутов духа и тела.

Таким образом, на определённом этапе усложнения целей в Ноосфере, для того чтобы цели могли быть достигнуты, создаётся человеческий интеллект для обслуживания процесса достижения этих целей.

Цель - нравственного преобразования (устранять несправедливость) усилиями сами живых существ, требует подключения к интеллекту элемента фрагмента Надмирной реальности который способен дать интеллекту новое качество - свойство свободы. Такой Надмирный элемент это душа. А свойство которое она даёт называется - свободная воля. Теперь уже обладая свободной волей, интеллект Человека разумного способен менять качество управления Ноосферы (устранять несправедливость собственной волей преодолевая обстоятельства, и строить на Земле рай Божий своими усилиями, хотя и с божьей помощью) – какой процесс мы и наблюдаем в текущий момент, несмотря на то, что ряд субъектов биологического вида Человек разумный используют свою свободную волю для противостояния этому процессу. При этом вопрос о том, чья воля победит может быть открыт для некоторых, однако для Наивысшего он уже давно закрыт и решён таким образом:

Коран, 58 «20. Те, которые противятся Инвоу и Его посланнику, - они среди униженных. 21. Инвоу написал: "Одержу победу Я и Мои посланники!"»

***

Наверное эволюция интеллекта на Земле была не такова, как мы описали выше, однако модель эволюции интеллекта позволяет представить себе процесс освоения целей Ноосферы как целостный, последовательный и взаимосвязанный процесс с развитием жизни на Земле.

Продолжение см. А5

__

Публикация 26.05.2018

Изменения 27.05.2018